РУКОПАШНЫЙ БОЙ КЛУБ "ВИТЯЗЬ"
Оставьте свой номер, мы свяжемся с вами в ближайшее время
должен начинаться на +7
возраст того, кто будет заниматься
Заказать звонок
Звоните! +79258822121
ПРИЕМЫ РУКОПАШНОГО БОЯ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.
Вопрос о применении в рукопашном бою личного оружия и, в частности, штыка, неоднократно поднимался в советской и зарубежной военной печати. Одни авторы считали, что штык потерял свое боевое значение, и поэтому обучению военнослужащих действиям им не следует уделять много внимания, другие', наоборот, полагали; что качество обучения военнослужащих действиям личным оружием необходимо систематически повышать в связи с тем, что это, во-первых, способ уничтожения живой силы противника, а во-вторых, прекрасное средство психологической подготовки военнослужащих к действиям в ближнем бою. 
далее...

. Опыт Великой Отечественной войны показал следующее:
- атаки советских подразделений часто завершались рукопашным боем, в котором применялись действия штыком в 58,4% случаев,
прикладом — в 45%,
ножом — в 13%,
пехотной лопатой — в '10%,
большой, лопатой — в 5 %;
- при действиях в разведке военнослужащие также часто применяли личное оружие (действия ножом в 22% случаев, штыком — в 11%, прикладом — в 10%; пехотной лопатой— в 5%);
приемы борьбы (в 9% случаев), действия подручными средствами (в 8%);
- рукопашные схватки чаще всего происходили при проведении атак в поле. (50,1%), лесистой местности (40,1%), населенных пунктах (9,8%);
- противник вступал в рукопашные схватки в 29%, а в остальных случаях уклонялся от рукопашного боя, что свидетельствует,
во-первых, о стремлении советских бойцов доводить атаку до рукопашной схватки,
во-вторых, о достаточно хорошей подготовке бойцов к рукопашному бою.

В современных локальных войнах военнослужащие в рукопашных схватках также с успехом применяют личное оружие. Анализ боевых действий ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан против душманов, проведенный в результате опроса участников боев, показал, что рукопашные схватки возникали в кишлаках, на горных перевала» и в зеленой зоне (садах, виноградниках).

Основными боевыми средствами в них были приемы и действия с оружием. Так, опрошенные военнослужащие, участники рукопашных боев, указали, что в 65—70% случаев они применяли приемы боя с оружием (уколы штыком, удары штыком, прикладом и стволом автомата, а для защиты— отбивы и подставки автоматом).

Военнослужащим разведывательных и спецподразделений приходилось часто вести рукопашные схватки, и в них они применяли полный объем приемов и действий рукопашного боя и в первую очередь также приемы боя с оружием.

В Фолклендской войне англичане успешно применили штыковой бой в ночное время, что способствовало капитуляции аргентинского гарнизона.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в современных условиях роль рукопашного боя с оружием не потеряла своего боевого значения, и он должен стать предметом более глубокого изучения и совершенствования военнослужащими всех родов и видов войск.

Поэтому в НФП-87 приемам боя с оружием уделено большее внимание, чем в предыдущих Наставлениях.
Приемы боя с оружием состоят из приемов боя автоматом (карабином), ножом и пехотной лопатой, которые по своему функциональному назначению делятся на приемы нападения и приемы защиты

11.1. ПРИЕМЫ БОЯ АВТОМАТОМ (КАРАБИНОМ)
Приемы боя автоматом включают уколы штыком, тычки, удары штыком и стволом, прикладом, подставки и отбивы.

Уколы штыком являются основными приемами уничтожения противника в рукопашном бою. Они наносятся в незащищенные части тела быстро и сильно на всю длину штыка. В зависимости от действий противника и от дистанции уколы штыком могут выполняться без выпада и с выпадом, со скольжением автомата по ладони левой руки.

Для нанесения укола штыком без выпада (рис. 13) необходимо с небольшим замахом быстро послать
(*По результатам опроса участников Великой Отечественной войны, проведенного Д. Е. Фельдманом в 1947 г.) автомат (карабин) обеими руками в тело противника до полного выпрямления левой руки. Поразив его, выдернуть штык и, подавая оружие вперед, изготовиться к бою или продолжать движение вперед.

Укол штыком с выпадом (рис. 14) наносится с небольшим замахом и посылом автомата (карабина) обеими руками, направляя штык в тело противника, одновременно выполняя выпад, незначительно подавая туловище вперед.

После укола, не меняя положения туловища и ног, выдернуть штык, послать оружие вдоль правой ноги, затем, подавая оружие вперед и уходя с выпада, изготовиться к бою или продолжать движение, начав его с правой ноги. Выпад при нанесении укола, особенно в движении, выполняется также и правой ногой. Когда противник убегает или находится в траншее (углублении), ему наносится укол со скольжением автомата (карабина) по левой ладони. Для этого нужно направить штык в тело противника до полного выпрямления левой руки и, ускоряя движение автомата (карабина), послать его правой рукой по ладони левой руки, поворачивая магазином вправо.

Тычки стволом при отсутствии штыка наносятся в лицо противника дульной частью ствола так же, как и уколы штыком.

Удары штыком и стволом наносятся по лицу, шее и рукам противника. Они выполняются в вертикальной (сверху вниз) и горизонтальной (слева направо) плоскостях и по диагонали (сверху слева — направо вниз). При ударе необходимо отвести ствол для короткого замаха, затем быстро, с шагом вперед, провести удар. Усилия левой руки должны быть направлены в сторону удара, а правой — в противоположную (рис. 15).

Удары прикладом также являются эффективным средством поражения противника. Они наносятся в голову, в область сердца и печени, в пах и по рукам.

Для удара прикладом сбоку (рис. 16) необходимо быстрым движением оружия правой рукой снизу-вверхналево, а левой — на себя с одновременным поворотом туловища влево нанести удар углом приклада. В момент удара правой ногой выполнить стопорящий шаг на линию левой ноги или несколько вперед.

Удар прикладом снизу выполняется так же, только приклад направляется снизу вверх.
Удар затыльником приклада (рис. 17) производится, как правило, вправо и назад по голове, шее и груди противника. Для удара нужно отвести автомат (карабин) стволом за левое плечо, поворачивая его магазином влево-вверх, и быстрым посылом обеих рук с одновременным выпадом правой ногой нанести удар, смотреть в сторону противника.

В зависимости от способа нападения противника выполняются защиты оружием: подставкой автомата (карабина) или отбивами стволом (штыком).

Защиты от ударов противника штыком, стволом, прикладом, ножом, пехотной лопатой, ногой, палкой и т.п. выполняются подставкой автомата (карабина) влево, вправо, вверх и вниз.
Для подставки влево или вправо быстрым движением левой руки перевести оружие в вертикальное положение и развернуть магазином в сторону удара (рис. 18). Для подставки вверх (рис. 19) или вниз быстрым движением обеих рук перевести оружие в горизонтальное положение, развернуть магазином в сторону удара. Вслед за отражением удара провести ответные атаки уколом штыком или прикладом.

Отбивы представляют собой короткие и быстрые удары своим оружием по оружию противника, после чего следует ответная атака.
Как правило, отбивы применяются в двух случаях:
- когда противник наносит укол;
- когда оружие противника направлено на бойца и мешает проведению его атаки или изготовлено для выстрела в упор.

В зависимости от направления атаки противника или положения его оружия отбивы выполняются вправо, влево и вниз-направо. Основное движение при этом производит левая рука, действующая с большой амплитудой в направлении, противоположном правой руке. В результате действия пары сил создается момент вращения по отношению к точке автомата (карабина), лежащей между хватом руками.

Отбив вправо (рис. 20) выполняется быстрым и коротким движением левой руки. Направив ствол вправовперед, одновременно правой рукой быстрым движением влево нанести удар стволом (штыком) по оружию противника, развернув автомат магазином влево.

Отбив влево (рис. 21) производится быстрым и коротким движением левой руки, направляя ствол влевовперед. Правой рукой одновременно движением вправо наносится удар стволом (штыком) по оружию противника, автомат разворачивается магазином вправо.

В момент отбивов левая рука слегка согнута и направляет штык в лицо противника.
Отбив вниз-направо (рис. 22) проводится быстрым полукруговым движением левой руки. Направляя ствол влево-вниз, одновременно правой рукой быстрым движением вправо-вверх нанести удар стволом (штыком) по оружию противника. Автомат разворачивается магазином вправо.

При отбивах оружием колебания корпуса должны быть исключены, так как при проведении противником ложных атак могут создаваться условия для действенных атак в открывшуюся часть тела.

Атаки являются основными боевыми действиями с целью поражения противника.
Атаки прямо выполняются уколом штыка или тычком ствола. Как правило, они применяются при передвижении в цепи для уничтожения деморализованного противника. В атаке прямо большую роль играет максимальная быстрота ее выполнения.

В рукопашных единоборствах атаки прямо обеспечиваются подготавливающими действиями, чтобы противник не мог от них легко защититься. Особое значение имеет внезапность, обеспечиваемая быстрым сближением с противником.

Повторные атаки используются как при действиях в цепи, так и при ведении единоборства. В первом случае они проводятся, когда противник сумел защититься или отскочить, уклониться от атаки. В рукопашном единоборстве они применяются тогда, когда противник умело разрывает дистанцию уходом назад и теряет бдительность.

В этом случае первая атака должна быть несколько укороченной (выпад делается нешироко, оружие посылается быстро, но коротко, корпус слегка подается вперед), что обеспечивает возможность отражения контратаки противника. Не достав отступившего противника оружием, последнее необходимо вернуть в исходное положение с одновременным подставлением правой ноги и, не задерживаясь, повторно атаковать противника в открытое место.

Повторную атаку также можно провести и с выпадом правой ногой (после первой атаки, не уходя с выпада, атаковать противника с выпадом правой ногой).

Контратаки выполняются уколом прямо с выпадом или без него. Поводам для них является начало движения атакующего противника вперед. Во всех случаях при проведении контратак нужна особая бдительность по отношению к началу атаки противника.

Атаки с обманом применяются в единоборстве, когда противник успешно защищается отбивами от простых атак. Защита при помощи отбивов в данном случае преобладает над другими действиями. Обман при этом составляет первое действие атаки и выполняется с целью вызова противника на отбив. Поэтому обман следует выполнять так, чтобы противник принял его за атаку и вынужден был защищаться. Дождавшись защитного действия противника, нападающий выполняет завершающий укол в обход его оружия в конце выпада. При атаках с дальней дистанции обман делается в конце шага перед выпадом.

Атаки с отбивом оружия противника применяются редко, так как противники находятся друг от друга на дальней дистанции и всякое воздействие оружием на оружие крайне затруднительно. В единоборстве иногда могут создаваться такие условия, когда появляется возможность воздействовать отбивом на оружие противника.

Отбив в этом случае производится движением автомата (карабина) вперед в конце неожиданного сближения с противником, чтобы открыть его для нанесения укола в атаке. Далее выполняется атака прямо в открывшуюся часть тела.

Атаки прикладом и магазином имеют незначительное применение в единоборствах. Они проводятся на ближней дистанции при внезапном столкновении с противником (в ходах сообщения, в траншеях, в зданиях и т.п.), когда применение штыка затруднено.

Защитные действия, как было указано выше, выполняются подставками и отбивами автомата (карабина). Назначение их одинаково — не дать поразить себя противником, но применяются они в совершенно различных случаях.

Отбивы используются только при атаках противника уколом штыком, тычком лопатой или палкой, а подставки имеют более широкое применение. Ими защищаются от рубящих ударов штыком и лопатой, ударов прикладом, палкой, ножом, ногой, рукой и другими предметами.

В зависимости от вооружения противника, распознания его замыслов, быстроты атаки, дистанции между бойцами защиты могут выполняться с шагом (шагами) назад {уступающие), с шагом вперед (упреждающие) или стоя на месте.

После защитных действий всегда должна следовать ответная атака, которая выполняется прямо. От дистанции, возникшей после защиты, ответные атаки проводятся уколом без выпада, с выпадом левой или правой ногой, или со скольжением автомата (карабина) по левой ладони.

Так, например, при упреждающих защитах ответная атака проводится уколом без выпада, при уступающих защитах — уколом с выпадом, при попытке противника разорвать дистанцию—уколом со скольжением автомата (карабина) по левой ладони или с выпадом правой ногой. Против противника, который после своей атаки стремится взять защиту, проводятся ответные атаки с обманом.

В рукопашном бою невозможно предусмотреть все действия. Поэтому подготовленный военнослужащий должен сам ориентироваться в сложных ситуациях и конструировать из приемов боя с оружием рациональные действия для достижения победы над противником.
11.2. ПРИЕМЫ БОЯ НОЖОМ
Приемы боя ножом включают два типа ударов: - колющие (сверху, слева наотмашь, снизу, прямо),
- режущие (горизонтально, вертикально и по диагонали).

Удары ножом наносятся из устойчивого положения (изготовки к бою) с коротким замахом по уязвимому месту противника и заканчиваются принятием, изготовки к бою. При необходимости удары повторяются. Удары ножом выполняются с шагом вперед (выпадом) или без шага.
Вид удара ножом определяется хватом оружия и расположением его клинка.

При хвате ножа клинком вниз удары наносятся сверху, сбоку наотмашь, а при хвате клинком вверх — снизу или сбоку. Если нож удерживается в горизонтальном положении, то удары наносятся колющие (прямо) или режущие.

Колющий удар ножом сверху (рис. 23) наносится после короткого замаха вооруженной рукой вверх, вверхвправо с места или с шагом вперед.
Острие клинка при ударе направляется в шею, грудь или спину противника.

Колющий удар слева наотмашь наносится с шагом правой ногой вперед (в сторону). С замахом вооруженной рукой и поворотом вправо (тяжесть тела переносится на выставленную ногу) наносится удар в шею, грудь или живот противника.

Колющий удар ножом снизу (рис. 24) выполняется после короткого замаха вооруженной рукой вниз-назад.
Нож направляется противнику в живот, в бок или под лопатку.

Удар ножом прямо (рис. 25) выполняется после короткого замаха назад вооруженной рукой с шагом (выпадом) вперед. Резким выпрямлением руки наносится удар в живот, грудь или шею противника.

Режущие удары ножом (рис. 26) наносятся после коротких замахов вооруженной рукой, лезвием
ножа по рукам, груди, шее или лицу противника.
11.3. ПРИЕМЫ БОЯ ПЕХОТНОЙ ЛОПАТОЙ
Приемы рукопашного боя пехотной лопатой применяются в рукопашных схватках и единоборствах при действиях с вооруженным и невооруженным противником. Они состоят из ударов, тычков и отбивов.

Удары и тычки пехотной лопатой наносятся по голове, шее, плечам, рукам и другим уязвимым частямтела.

Для удара справа выполняется короткий замах вправо-вверх и с шагом или выпадом наносится удар ребром лопаты (рис. 27).

Для удара наотмашь производится замах влево над плечом и с шагом или выпадом наносится удар ребром лопаты слева направо (рис. 28).

Для удара сверху выполняется замах вверх над головой и с шагом или выпадом наносится удар ребром лопаты сверху вниз (рис. 29).

Для выполнения тычка из изготовки к бою. С шагом или выпадом быстро выпрямляется правая рука и производится утыкание острия лопаты в лицо или шею противника (рис. 30).

Отбивы пехотной лопатой применяются в тех случаях, когда противник наносит уколы штыком или пытается выстрелить в упор. Вслед за отбивом производится захват Оружия противника другой рукой, сближение с ним и ответная атака ударом лопаты.

Отбив вправо (рис. 31) выполняется быстрым и коротким полукруговым движением слева направо. Ребром лотка или черенком лопаты вправо отбивается оружие противника и наносится ответный удар.

Отбив влево (рис. 32) производится быстрым и коротким движением ребром лотка или черенком лопаты по оружию противника. После этого осуществляется захват его другой (левой) рукой и наносится ответный удар.

Отбив вниз-направо (рис. 33) выполняется быстрым полукруговым движением вниз-направо. Ребром лотка или черенком лопаты отбивается оружие противника и наносится ответный удар.

Отбив вверх (рис. 34) производится быстрым полукруговым движением снизу-слева под оружие противника с шагом вперед. Ответный удар, как правило, наносится в нижнюю часть туловища противника.

Боец, вооруженный пехотной лопатой, может оказаться в ситуациях, когда единоборство ему нужно будет вести с противником, вооруженным автоматом (карабином, винтовкой), пехотной лопатой, ножом, а также безоружным.

Единоборство с противником, вооруженным автоматом (карабином, винтовкой). Боец, вооруженный пехотной лопатой, своей изготовкой к бою должен вызывать противника на атаку уколом. Принимая изготовку к бою, он вызывает противника на атаку слева от лопаты. В этом случае, защитные действия выполняются отбивами влево.

Для вызова противника на атаку справа от лопаты, необходимо лопату перевести влево, ближе к туловищу, удерживая правой рукой за черенок, а левой – выше правой руки. Из этой изготовки к бою защитные действия производятся вправо или вниз – направо.

Как правило, отбивы выполняются с небольшим уходом в противоположную, сторону и быстрым сближением с противником для захвата его оружия свободной рукой. После этого производятся ответные атаки ударами лопаты.

Единоборство с противником, вооруженным пехотной лопатой. В данном случае у противников в равной мере сочетаются атаки и защиты. Часто в ответных атаках применяются удары ногами.
Важное место в единоборстве занимает маневрирование противников.

Применение различных приемов сближения в сочетании с движениями лопатой зависит от дистанции между ними и содержания атаки. Так, простая атака выполняется при помощи одного только удара с выпадом.
Шаги вперед для сближения применяются в тех случаях, когда атакующий ожидает от противника контратаки и готов ее встретить отбивом, чтобы затем поразить его.
Скачки вперед используются тогда, когда атакующий считает, что его нападение неожиданно для противника и стремится придать своей атаке максимальную быстроту.

Атаки прямо будут в основном выполняться рубящими ударами по голове, шее, лицу и, особенно часто, — по вооруженной руке противника.

Атаки броском на противника проводятся с дальней дистанции. Они начинаются с движения вперед сзадистоящей ногой и толчка впередистоящей в направлении к противнику. Вооруженная рука заканчивает удар при постановке ноги на опору. Внезапность атаки достигается тем, что противник не ожидает такого быстрого сближения с ним.

Контратаки проводятся ударом наотмашь по вооруженной руке противника в момент ее замаха для удара.

Повторные атаки, исходя из тактической целесообразности, проводятся так же, как и при единоборстве с противником, вооруженным автоматом (карабином). Однако первая атака может выполняться ударом сбоку наотмашь, а повторная — ударом сверху или броском на противника.

Атаки с обманом имеют широкое применение. В них за обманным движением следует действенная атака. Например, при обманном ударе наотмашь по вооруженной руке противник вызывается на защиту отбивом вправо, после этого производится действенная атака ударом сверху по вооруженной его руке или атака броском ударом сверху по голове или шее.

Атаки с отбивом лопаты противника производятся следующим образом. Первым ударом лопата противника отбивается в сторону. Заканчивается атака ударом в открытую часть тела.
Защиты направлены на пресечение рубящих ударов противника и его тычков. Если противник будет наносить удары по кисти, держащей черенок лопаты, то отбивы должны быть уступающими. При широких размашистых движениях противника лопатой с ним необходимо быстро сближаться, не дав ему возможности завершать удары.

Если после отбивов лотки лопаты цепляются друг за друга, то ответные действия будут затруднены. В таких случаях свободной рукой необходимо захватывать лопату противника и наносить ответные удары ногой или лопатой.

Единоборство с противником, вооруженным ножом. Действия в нападении на противника такие же, как описаны выше. Однако нужно иметь в виду, что атаки, проводимые с широким замахом для ударов лопатой, позволят противнику контратаковать колющим ударом прямо или сближаться вплотную для нанесения ударов ножом.

Эффективными будут атаки, проводимые на вооруженную руку противника. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что противник может все время маневрировать, стараться сблизиться, чтобы войти в захват (особенно сзади) или использовать крайнюю меру — метнуть нож.

Единоборство с безоружным противником. В данном случае все преимущества будут на стороне бойца, вооруженного лопатой. Противник может разнообразно маневрировать, попытаться использовать подручные средства (камни, песок, палки и т. п.) и вместе с тем не терять надежды обезоружить. При этом необходимо «прижать» его к стене здания, забору и, не дав возможности захватить лопату, уничтожить ударами. В случае захвата за лопату следует наносить ему удары ногами.
11.4. ПРИЕМЫ МЕТАНИЯ НОЖА И ПЕХОТНОЙ ЛОПАТЫ
В боевой практике метание ножей, пехотных лопат, пластин применяется с целью поражения противника на дальней дистанции (от 3 до 10 и более шагов). Метание целесообразно, если противник сближается, убегает или не ожидает нападения.

Для поражения противника ножом на дистанции более трех шагов применяется способ метания «рукояткой вперед» с замахом через верх. При этом способе нож держится за клинок рукояткой вперед, лезвием внутрь. Большой палец накладывается сверху и направлен вдоль клинка, остальные поддерживают клинок снизу, не касаясь лезвия. Исходное положение для метания — изготовка к бою (левосторонняя), нож — в правой руке, согнутой перед грудью.

Для замаха выполняется шаг левой ногой вперед, рука отводится вверх-назад над плечом, кисть не сгибается. Левая рука свободно согнута в локтевом суставе. Толчком правой ногой и поворотом туловища влево быстрым движением руки послать нож в цель, выпуская его несколько раньше полного выпрямления руки.

Для поражения противника на дистанции до 3—4 шагов может применяться способ метания ножа «клинком вперед». В этом случае нож держится за рукоятку лезвием внутрь. Большой палец накладывается сверху вдоль рукоятки, остальные — обхватывают рукоятку снизу.

Исходное положение для метания — то же. Для замаха с шагом левой ногой вперед правая рука отводится вверх-назад над плечом (кисть выпрямлена), левая рука свободно согнута в локтевом суставе. Толчком правой ногой и поворотом туловища влево быстрым движением руки послать нож в цель, выпуская его несколько раньше полного выпрямления руки.

Для метания пехотной лопаты принимается левосторонняя изготовка к бою, лопата держится за конец черенка правой рукой лотком вверх. Большой палец накладывается сверху, остальные обхватывают снизу. Правая рука — перед грудью. Для замаха необходимо выполнить шаг левой вперед и отвести руку вверх-назад над плечом, левая рука свободно согнута в локтевом суставе. Толчком правой ногой и поворотом туловища влево быстрым движением руки послать лопату в цель, выпуская ее раньше, чем рука выпрямится полностью.

Существуют и другие способы метания ножей и пехотных лопат, которые во многом зависят от их
конструкции.
11.5. ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ БОЯ С ОРУЖИЕМ
Перед обучением приемам рукопашного боя военнослужащим необходимо освоить изготовки к бою и передвижения.

Изготовки к бою (рис. 35, 36) представляют собой специфические стойки, которые позволяют постоянно находиться в боевой готовности по отношению к противнику.

Изготовки к бою с автоматом (карабином) применяются на месте и в движении.
Для принятия изготовки к бою на месте (см. рис. 36) следует автомат (из положения «в руку») и карабин (из положения «в руку» или «к ноге») быстрым движением послать штыком вперед и подхватить его левой рукой за цевье и ствольную накладку, а правой — за шейку приклада.

Одновременно левую ногу выставить на шаг вперед. Вес тела равномерно распределить на обе ноги, полусогнутые в коленях. Туловище слегка подать вперед. Оружие держать левой рукой так, чтобы штык находился напротив левого плеча и угрожал противнику, а правой рукой — за шейку приклада впереди пряжки пояса.

В различных ситуациях рукопашного единоборства штык может находиться и на уровне правого плеча или пояса. Эти положения оружия имеют разное тактическое назначение. Во-первых, они могут представлять конечное положение защит (отбивов) перед проведением ответных атак, вовторых, вызывать противника на желательные действия, в-третьих, быть средством маскировки своих действий.

Для изготовки к бою в движении (шагом или бегом) все действия выполняются так же, только автомат (карабин) подается вперед дальше, чем при изготовке к бою на месте.

Передвижение в рукопашном бою представляет собой перемену местонахождения ОЦТ тела по отношению к противнику. Оно осуществляется переступанием, прыжками (скачками), выпадом, бегом и используется для сближения с противником и удаления от него (разрыва дистанции), а также для занятия более выгодного положения по отношению к противнику.

При передвижении шагом в изготовке к бою с автоматом (карабином) темп движения ускоряется, шаги — укороченные и учащенные почти на прямых ногах.

Передвижение в единоборстве с противником осуществляется переступанием (приставными шагами) и скачками:
- шаг вперед — отталкиваясь правой ногой, шагнуть левой вперед через пятку и подставить правую ногу так, чтобы сохранить изготовку к бою;
- шаг назад — отталкиваясь левой ногой, отставить правую ногу назад на один шаг и подставить левую ногу так, чтобы сохранить изготовку к бою;
- шаг вправо — отставить правую ногу на шаг вправо и поставить левую ногу перед правой;
- шаг влево — отставить левую ногу на шаг влево (через носок) и подставить правую ногу сзади левой;
- скачок вперед — отталкиваясь правой ногой, одновременно резким взмахом голени левой ноги выполнить прыжок вперед, сохраняя изготовку к бою;
- скачок назад — отталкиваясь левой ногой, одновременно резким взмахом правой ноги выполнить прыжок назад, сохраняя изготовку к бою.

Шаги и скачки вперед применяются для сближения с противником, шаги и -скачки назад — для разрыва дистанции, шаги влево и вправо — для уклона туловища от атаки противника без увеличения дистанции.

При передвижениях важно, чтобы ОЦТ тела оставался на одной высоте, для чего необходимо стоять на полусогнутых ногах и не делать движений в вертикальной плоскости.

Выпад представляет собой действие для быстрого сближения с противником в атаке. Он выполняется толчком правой ногой с одновременным быстрым движением «выхлестом» голени левой ноги вперед и постановкой ее перекатом с каблука на ступню.

Выпад также может выполняться правой ногой. Для этого толчком правой ногой нужно сделать широкий шаг вперед. В момент выпада туловище чуть наклоняется вперед и за счет напряжения мышц спины фиксируется в таком положении.

Это необходимо для того, чтобы иметь возможность выполнять защитные действия против ответной атаки противника. Возвращение с выпада применяется для быстрого ухода с ближней дистанции в изготовку к бою.

Для этого нужно толчком впередистоящей ногой с одновременным сгибанием в коленном суставе сзадистоящей поставить впередистоящую ногу в положение, которое она должна занимать в изготовке к бою.

Переход с выпада вперед в изготовку к бою применяется с целью продолжения нападения на противника. Например, для проведения повторной атаки он выполняется перестановкой правой (сзадистоящей) ноги в положение, которое она должна занимать при изготовке к бою.

Обучение изготовкам к бою проводится в составе подразделения на месте, а затем — в движении.
Разучивание изготовки к бою на месте организуется односторонним групповым методом по командам руководителя занятий и самостоятельно.

Для принятия изготовки к бою подается команда «К бою — ГОТОВЬСЬ». По предварительной команде «К бою» оружие взять в правую руку, по исполнительной команде «ГОТОВЬСЬ» принять изготовку к бою. Основное внимание при этом необходимо обратить на быстроту и четкость выполнения изготовки к бою, на положение рук. ног, корпуса, способа держания оружия.

Разучивание изготовки к бою в движении проводится в колонне по одному. Обучаемые передвигаются по кругу пли прямоугольнику. Дистанция при передвижении шагом — 2—3 м, бегом — 3—4 м. При передвижении шагом основное внимание обращается на увеличение темпа передвижения и укорочение длины шага (короткий и частый шаг почти на прямых ногах); при беге — на недопущение размахивания оружием в стороны.

Обучение передвижениям организуется односторонним и двухсторонним групповыми методами сначала по командам руководителя «Шаг—ВПЕРЕД (НАЗАД, ВЛЕВО, ВПРАВО)»; «Скачок — ВПЕРЕД (НАЗАД)», затемсамостоятельно. Для формирования вариативности в передвижениях рекомендуются следующие упражнения:

Задачи /// Упражнения
1. Формирование ритма передвижения шагами вперед (назад) ///
Шаги вперед (назад): быстрый—медленный—быстрый
Шаги вперед (назад): медленный—быстрый—медленный
Различные сочетания медленных и быстрых шагов вперед (назад)

2. Формирование ритма передвижения при изменении направлений маневрирования ///
Два-три быстрых шага вперед (назад), один-два медленных шага назад (вперед)
Два-три медленных шага вперед (назад), один-два быстрых шага назад (вперед)
Разнообразное сочетание быстрых и медленных шагов вперед
(назад) с изменением ритма передвижения и направления

3. Формирование ритма быстрого сближения с противником ///
Один-два шага вперед, скачок вперед
Один-два скачка вперед
Шаг вперед — шаг назад — скачок (один-два) вперед

Обучение выпаду и возвращению с выпада назад или вперед также проводится односторонним групповым методом вначале без оружия, затем — с оружием по командам руководителя «Выпад начи-НАЙ», «Назад (вперед) с выпада — УЙТИ» и самостоятельно.

Обучение «броску» вперед проводится односторонним групповым методом - вначале без пехотной лопаты, а затем с нею по команде руководителя занятий «Бросок вперед начи-НАЙ» и самостоятельно.

Тренировка осуществляется методом упражнения с «противником». Она заключается в синхронном маневрировании вначале без оружия, а затем — с оружием

Обучение уколам штыком проводится на макетах оружия и чучелах (мишенях). Уколы штыком разучиваются методом упражнения с условным «противником» по командам руководителя и самостоятельно в такой последовательности: стоя перед чучелом; с уходом от чучела после укола; в движении шагом и бегом; в поражении группы чучел уколами в движении.

Разучивание стоя перед чучелом проводится по разделениям, начиная с освоения определяющего двигательного звена — посыла оружия штыком в цель: 1 — нанести укол; 2 — не меняя положения ног и корпуса, выдернуть штык и изготовиться к бою. Выполнение укола в целом проводится по команде «КОЛИ». Обучаемые из изготовки к бою наносят укол. Выдернув штык из чучела, изготавливаются к бою. Основное внимание при этом обращается на быстроту, силу и точность укола.

Для ухода от чучела после укола указывается, с какой стороны обойти чучело, и подается команда «ВПЕРЕД». Обучаемые наносят укол в чучело, проходят 6—8 шагов в изготовке к бою, самостоятельно берут оружие в руку и возвращаются на исходное положение.

Для нанесения уколов в движении шагом и бегом обучаемые располагаются в 10 —15 шагах от чучел и по команде руководителя движутся ускоренным шагом или бегом к чучелам, за 5 —7 шагов до них изготавливаются к бою, поражают чучела уколом штыка, обходят справа или слева, проходят 5 — 8 шагов в изготовке к бою, берут оружие в руку и возвращаются на исходное положение.

Для воспитания у занимающихся смелости проводятся «сквозные атаки» с поражением чучел уколами штыком. При этом интервалы между чучелами увеличиваются до 3 шагов и точно указывается сторона их обхода. Для поражения уколами штыком группы чучел создается обстановка из 5—6 и более чучел на расстоянии 2—3 шагов друг от друга.

Обучаемые выстраиваются в 18—20 шагах от чучел, после этого отдается предварительное распоряжение, в котором указываются исходное положение, порядок выполнения упражнения и заключительное положение, затем подается команда «ВПЕРЕД».

При обучении ударам штыком и стволом упражнения без «противника» и с условным «противником» применяются в такой последовательности:
- удары без поражения цели (имитация ударов);
- удары по большому шару тренировочной палки стоя на месте;
- удары по большому шару тренировочной палки в процессе маневрирования.

Разучивание ударов без поражения цели проводится по разделениям на два счета:
1 — имитировать удар и остаться в положении удара;
2 — вернуться в положение изготовки к бою.

Для этого подразделение выстраивается в две шеренги с интервалами между обучаемыми 2—3 шага и с дистанцией между шеренгами 4—6 шагов. Эти действия также можно выполнять по следующим командам: «Штыком сверху—БЕЙ». После исправления ошибок по команде «ЗАКРОЙСЬ» принимается положение изготовки к бою. Затем обучаемые выполняют прием в целом. По команде «Штыком слева горизонтально — БЕЙ» обозначают удар и, не задерживаясь, возвращаются в изготовку к бою.

Удары по большому шару тренировочной палки выполняются следующим образом. Подразделение перестраивается в две шеренги — одна с оружием, другая — с тренировочными палками, лицом друг к другу. Интервалы между обучаемыми — 3—4 шага, дистанция между шеренгами— 4—5 шагов. По команде руководителя занятий «К бою — ГОТОВЬСЬ» военнослужащие первой шеренги изготавливаются к бою, а второй — подставляют шары для удара.

По командам, а в дальнейшем — самостоятельно обучаемые наносят удары по шару. После усвоения техники приемов обучаемые приступают к нанесению ударов в процессе маневрирования. По команде «ВПЕРЕД» военнослужащие начинают маневрировать, инициатива в этом принадлежит вооруженному автоматом (карабином). Основное внимание обращается на короткий замах оружием, быстрое сближение с шаром и нанесение точного удара. Смена ролей между обучаемыми проводится по команде руководителя.

При обучении ударам прикладом методы упражнения без «противника» и с условным «противником» применяются в такой последовательности:
- удары без поражения цели (имитация ударов);
- удары по большому шару тренировочной палки;
- удары по большому шару тренировочной палки в движении;
- серии ударов в различном сочетании по командам или сигналам.

Разучивание ударов прикладом проводится по такой же методике, как и рубящих ударов штыком: вначале по разделениям на два счета, затем — в целом.

Для ухода от цели (шара) после удара подается команда «ВПЕРЕД». По этой команде обучаемые после удара, посылая автомат (карабин) штыком вперед, обходят подающего палку ускоренным шагом в изготовке к бою (5—8 шагов), самостоятельно берут оружие в руку (к ноге) и бегом возвращаются на исходное положение.

Выполнение ударов в движении проводится вначале в составе шеренг, а затем подразделение перестраивается в колонну по одному (по два) и тренировка в ударах проводится по группе целей (2—3 и более). Военнослужащие, обеспечивающие подачу тренировочных палок, находятся в 10—15 шагах от колонн.

Выполнение серий ударов прикладом проводится после того, как разучены все удары. Вначале они выполняются по командам, а затем—по сигналам, которые подают военнослужащие, вооруженные тренировочными палками. Первоначально шары для ударов подставляются заранее, а в последующем — неожиданно. Основное внимание при обучении обращается на силу, быстроту и точность ударов.

При обучении ударам важное место занимает умение военнослужащих владеть тренировочной палкой с большим шаром. Действующий тренировочной палкой обозначает «активного противника».

Обучение этому проводится одновременно с обучением ударам. Вооруженный тренировочной палкой должен стать к обучаемому вполоборота левым боком, держа палку в правой руке под плечом, направив ее под углом 45° к туловищу. Шар — впереди, на высоте головы партнера.

После удара, не задерживая движение палки, опустить ее шаром вниз % и пропустить обучаемого вперед.
При обучении отбивам и подставкам применяются методы упражнения с «противником», с условным «противником» и «противником» и проводятся в такой последовательности:
- отбивы (подставки) по неподвижной палке, а затем — по палке, посылаемой на укол (удар);
- отбивы (подставки) в сочетании с ответной атакой уколом (ударом);
- отбивы (подставки) в движении в сочетании с ответной атакой уколом (ударом);
- отбивы (подставки) в движении в сочетании с ответными атаками уколами и ударами по группе чучел.

Разучивание отбива (подставки) проводится по разделениям по неподвижной палке. Для этого обучаемые строятся в шеренги лицом друг к другу на дистанции 3—4 шага и интервалах 2—3 шага. Одна шеренга вооружена автоматами (карабинами), другая — тренировочными палками. Командир подразделения, прежде чем приступить к разучиванию отбивов (подставок), должен научить военнослужащих правильно действовать тренировочной палкой. Показав порядок подачи палки и проверив правильность выполнения ими действий, он приступает к проведению разучивания приемов.

По команде «К бою — ГОТОВЬСЬ» обе шеренги изготавливаются к бою, палки направляются малым шаром в грудь справа или слева от оружия (в зависимости от разучиваемого отбива). Для разучивания подставок палкой проводится замах.

По команде «Влево (вправо, вниз-направо) — ОТБЕЙ» обучаемые выполняют отбив (командир исправляет ошибки), по команде «ЗАКРОЙСЬ»—принимают изготовку к бою.
Первые 2—3 раза прием выполняется по командам. Вначале палка посылается медленно, а затем — быстрее. После устранения ошибок обучаемые приступают к отработке приемов в парах самостоятельно под наблюдением и контролем руководителя занятий.

Основное внимание обращается на выполнение защиты точно, быстро и достаточно сильно, но не размашисто. В дальнейшем руководитель требует проявления большей активности от нападающих с палкой, чтобы они самостоятельно выбирали момент для атаки палкой, а занимающиеся — успевали ее отразить.

Разучивание отбива в сочетании с ответной атакой уколом (ударом) также проводится вначале по разделениям, а затем — в целом стоя перед чучелом. Для этого подается команда «Вправо (влево, вниз-направо) — ОТБЕЙ, прямо — КОЛИ (прикладом — БЕЙ)». После усвоения техники отбива в сочетании с ответным уколом стоя перед чучелом выполняется уход от мишени вперед. Основное внимание при этом обращается на согласованность в действиях при выполнении отбива в сочетании с ответным уколом и движением вперед.

Выполнение отбива (подставки) в движении в сочетании с ответным уколом (ударом) проводится следующим образом: обучаемые в шеренгах выстраиваются в 10—15 шагах от линии чучел, по команде «ВПЕРЕД» шеренга начинает движение (шагом, а в дальнейшем — и бегом), за 5—8 шагов изготавливаются к бою, без остановки отбивают тренировочную палку, подаваемую для укола (удара), наносят укол (удар) и, выдернув штык, обходят чучело, проходят 5—8 шагов в изготовке к бою, самостоятельно берут оружие в руку и возвращаются на исходное положение.

Палка на укол первые 2—3 раза посылается медленно, а затем — быстро и решительно. Обращается внимание на безостановочное движение в сочетании с отбивом и ответным уколом. Для достижения высокой плотности занятия упражнение может выполняться потоком и в обоих направлениях.
Дальнейшее совершенствование в отбивах в сочетании с ответными уколами и ударами проводится при выполнении их среди группы чучел и военнослужащих, вооруженных палками. В этих упражнениях чучела расставляются в произвольном порядке. Для обеспечения подачи тренировочных палок командир по числу чучел назначает военнослужащих, научившихся правильно действовать палками.

Подразделение выстраивается в колонну по одному или по два в 10—15 шагах от чучел. Командир ставит задачу и подает команду «ВПЕРЕД». Военнослужащие в указанном порядке выполняют упражнение и бегом возвращаются в строй.

Порядок выполнения упражнения каждый раз меняется. Если обучаемые овладели несколькими защитами, то поражение чучел проводится в сочетании со всеми изученными отбивами и подставками, при этом руководитель занятия заранее обусловливает, в какую часть тела должны наносить укол (удар) военнослужащие, действующие палками. В дальнейшем они самостоятельно избирают способ атаки палкой.

Действия тренировочной палкой производятся следующим образом. При обучении защитам военнослужащие с тренировочной палкой располагаются перед обучаемыми в изготовке к бою малым шаром вперед на дистанции несколько большей, чем дистанция укола автоматом (карабином). Палка несколько оттянута назад.

Для отбивов — палка быстрым и сильным движением правой руки по ладони левой посылается в цель, и обозначается укол. После отбива принимается изготовка к бою. Для подставок — медленным широким движением выполняется замах и наносится удар палкой, после чего военнослужащие изготавливаются к бою.

При обучении отбиву вправо или вниз-направо (рис. 37) с последующим ответным уколом «противник» должен стать слева от чучела, держа палку малым шаром вперед между чучелом и правым боком, в изготовке к бою, т. е. левой рукой — впереди хватом снизу, правой — сзади хватом сверху; правая нога—впереди на уровне чучела.

Для укола послать палку малым шаром вперед в правую часть тела движением правой руки со скольжением ее по левой руке с одновременным выпадом левой ногой чуть вперед и влево (рис. 38). После отбива, поворачиваясь вправо, приставить правую ногу к левой и опустить палку на землю. Дать возможность обучаемому после ответного укола пройти вперед (рис. 39).

При обучении отбиву влево (рис. 40) с последующим ответным уколом стать справа от мишени, держа палку малым шаром вперед между мишенью и левым боком в изготовке к бою, т. е. правой рукой — впереди хватом снизу, левой — сзади хватом сверху; левая нога — впереди на уровне чучела.

Для укола движением левой руки со скольжением ею по правой с одновременным выпадом правой ногой чуть вперед и вправо послать палку вперед в левую часть тела обучаемого (рис. 41). После отбива, поворачиваясь влево, приставить левую ногу к правой и опустить палку на землю. Дать возможность обучаемом, после ответного укола, пройти вперед.

При обучении отбиву влево с последующим ударом прикладом стать правым боком к обучаемому, держа палку слева хватом сверху обеими руками (правая рука — впереди), большой шар — сзади. Для укола послать палку в левую часть тела обучаемого малым шаром, одновременно сделать шаг правой ногой вперед. После отбива сделать шаг левой ногой влево и, повернувшись вполоборота направо, подставить большой шар для удара, прижимая палку под плечом к правому боку. После удара опустить шар на землю справа от себя и пропустить обучаемого вперед.

Обучение ударам ножом и пехотной лопатой проводится методом упражнения с условным «противником». Удары разучиваются по командам руководителя и самостоятельно в такой последовательности: стоя перед чучелом (шаром), в движении шагом или бегом, в поражении ударами группы чучел (шаров) в движении.

Разучивание стоя перед чучелом (шаром) проводится по разделениям: 1—нанести удар; 2 — принять изготовку к бою. Выполнение удара в целом производится по командам «Ножом (лопатой) сверху (снизу, сбоку) — БЕЙ». Обучаемые из изготовки к бою наносят удар и изготавливаются к бою. Основное внимание при этом обращается на быстроту, силу и точность удара.

Для нанесения ударов в движении шагом или бегом обучаемые располагаются в 5—6 шагах от чучел и по команде руководителя занятия движутся к чучелу, самостоятельно изготавливаются к бою (за 2—3 шага), поражают чучело ударом и проходят вперед.

Для поражения ударами группы чучел обучаемые выстраиваются в 8—10 шагах от них. По команде руководителя они, как правило, потоком шагами или скачками передвигаются между чучелами и поражают их. При этом военнослужащие, вооруженные тренировочными палками, неожиданно и с разных направлений подают шары.

При обучении отбивам пехотной лопатой применяются методы упражнения с «противником» и условным «противником». Техника действий тренировочной палкой такая же, как и при обучении приемам рукопашного боя с автоматом (карабином).

Обучение проводится в такой последовательности:
- отбивы по неподвижной палке, а затем — по палке, посылаемой на укол (удар);
- отбивы в сочетании с захватом и ответным ударом;
- отбивы в движении в сочетании с ответным ударом;
- отбивы на месте и в движении в сочетании с несколькими ударами (ответным и атакующим по группе чучел).

Особое значение при совершенствовании приемов боя с оружием приобретает быстрота и точность их выполнения.
Наряду с методами стандартного повторения приемов необходимо использовать вариативнопеременные упражнения, которые создают предпосылки для формирования обобщенного, вариативного умения их выполнять путем применения различных методических приемов:
- изменения внешних условий тренировки (выполнение приемов в узких местах, проходах, на уменьшенной площади опоры, на высоте; при слабой видимости, в средствах индивидуальной защиты);
- целенаправленного изменения внутреннего состояния обучаемых (выполнение приемов на фоне значительной физической и психической нагрузки);
- переключения внимания на действия по внезапным командам, сигналам; - введения помех эмоционального характера.

Обучение метаниям оружия проводится в такой последовательности:
- изучение способа держания ножа, пехотной лопаты;
- метание по разделениям и в целом стоя перед мишенью;
- метание по внезапным командам и сигналам;
- метание с подхода к мишеням;
- метание по движущимся мишеням;
- метание из различных положений (лежа, с колена, после переползания и т. п.) и в различные стороны.

В качестве подготовительного упражнения для обучения оружия используется метание металлических пластин.

Изучение способов держания ножа и пехотной лопаты проводится в разомкнутом одношереножном строю групповым методом. После этого необходимо приступить к разучиванию способа метания по разделениям без выпуска оружия: 1—шагом левой ногой вперед выполнить замах; 2 — толчком правой ногой и поворотом туловища влево движением руки обозначить бросок.

Руководитель занятия обращает внимание на заключительную фазу движения, в которой обучаемые должны зафиксировать кисть вооруженной руки в лучезапястном суставе.

После изучения структуры движения следует приступить к выполнению способа в целом без выпуска оружия. При этом внимание обращается на сохранение обучаемыми устойчивого равновесия. Ось оружия в момент обозначения броска является продолжением оси предплечья. Фиксация оружия в кисти осуществляется за счет давления большим пальцем, что необходимо для устранения дополнительного разгибательного движения кисти в момент выпуска оружия, которое приводит к беспорядочному вращению оружия в полете.

Для метания стоя перед мишенью обучаемых рекомендуется рассчитывать на смены (по количеству мишеней) и, каждому выдать 3—4 ножа (пехотные лопаты). По команде «К бою — ГОТОВЬСЬ» первая смена выходит на линяю метания и принимает изготовку к бою. По распоряжению руководителя обучаемые приступают к метанию оружия. Надо обратить внимание на то, что в момент выпуска оружия следует направлять руку в мишень ногтем большого пальца, а после выпуска — тянуться за ним до полного выпрямления сзади стоящей ноги. Важно избегать закрепления руки в локтевом и плечевом суставах и чрезмерного напряжения пальцев.

Первоначальные метания проводятся на дистанции 5 - 6 шагов от мишени. Это обеспечивает безопасность обучаемых при отскоке оружия от нее. Кроме того, оружие делает один -полтора оборота, что позволяет ему втыкаться острием и мишень. В дальнейшем дистанция до мишеней должна постепенно увеличиваться.

После усвоения техники метания оружия стоя перед мишенью необходимо усложнять условия обучения:
проводить метания по внезапным командам, с подхода к мишени, по движущимся мишеням, соблюдая при этом меры безопасности.
11.6. ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМ И ОСНОВАМ ТАКТИКИ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНЫХ ЕДИНОБОРСТВ С ОРУЖИЕМ
Рукопашные единоборства с оружием представляют собой самый действенный вид деятельности по уничтожению живой силы противника в ближнем бою. Поэтому обучению им военнослужащих в общей системе подготовки должно уделяться особое внимание.

На данном этапе подготовки военнослужащих основными практическими методами обучения являются упражнения с условным «противником», упражнения с условным «противником» и «противником» и упражнения с «противником».

Упражнения с условным «противником» (чучелом или большим шаром тренировочной палки) проводятся в такой последовательности:
- простые атаки с различных дистанций стоя перед «противником» и с продвижением вперед;
- атаки броском на «противника» (при действиях с пехотной лопатой);
- повторные атаки;
- атаки с обманом «противника»;
- различные атаки по группе чучел потоком.

Упражнения с условным «противником» (чучелом или большим шаром тренировочной палки) и «противником» (военнослужащим, вооруженным тренировочной палкой) выполняются таким образом:
- ответные атаки стоя прямо перед «противником» и с продвижением вперед;
- ответные атаки с обманом «противника», повторные атаки бросок на «противника» (при действиях с пехотной лопатой);
- атаки с отбивом оружия «противника»;
- контратаки;
- ответные атаки;
- контратаки по группе чучел потоком.

При выполнении упражнений основное внимание обучаемых и руководителя должно быть сосредоточено на быстроте и точности действий по всем показателям, как в выполнении приемов, так и в нанесении уколов и ударов.

Обучаемые вначале, как правило, выполняют действия по командам руководителя, а затем — самостоятельно под наблюдением своих партнеров («противников»).
В процессе выполнения ответных атак, обучаемые в зависимости от действий «противника» должны стремиться целесообразно сочетать различные приемы защит (отбивы, подставки) и выполнять их в виде уступающих и упреждающих действий.
При выполнении потоком военнослужащие, действующие за «противника», во всех случаях способ действия избирают произвольно, а обучаемые — в зависимости от обстановки.

Руководитель должен наблюдать за каждым обучаемым, чтобы в последующем сделать подробный анализ их действий, вызвать обучаемых на коллективное обсуждение и рекомендовать правильные действия для решения конкретных задач. Самостоятельные и активные действия как обучаемых, так и «противников» необходимо всемерно поощрять.

Упражнения с «противником» проводятся на макетах оружия (карабинах с мягким наконечником, резиновых лопатах и ножах).
Если есть возможность, то применяются различные защитные приспособления (фехтовальные маски, ватные куртки, рукавицы, металлические бандажи и др.).
Последовательность в выполнении, действий такая же, как и при упражнениях, определенных в предыдущих методах.

Однако следует иметь в виду, что основным средством здесь являются парные боевые упражнения, которые вначале выполняются на обусловленные действия, а затем — на полуобусловленные и необусловленные.
Парные боевые упражнения выполняются в такой последовательности:
- упражнения на обусловленные действия со взаимопомощью «противника»;
- упражнения на полуобусловленные действия со взаимопомощью «противника»;
- упражнения на обусловленные действия с противодействием «противника»;
- упражнения на полуобусловленные действия с противодействием «противника»;
- упражнения на необусловленные действия с противодействием «противника»;
- вольные (самостоятельные) бои.

Указанные упражнения необходимо выполнять вначале на ровной площадке, а затем — в различных местах (в траншеях, узких проходах, на лестничных площадках. между деревьями), а также после преодоления препятствий и метания гранат.

В вольных боях для формирования умения вести единоборства нужно чаще менять «противников». В качестве посредников руководитель из числа обучаемых назначает на каждую пару одного военнослужащего, который должен определять действенность укола, удара, защиты и указывать ошибки.

После каждого боя. который длится в течение 1—2 мин или до нанесения первого укола (удара), командир заменяет посредников другими обучаемыми. Такой способ организации вольных боев позволяет вести их непрерывно, что повышает плотность занятия и дает равномерный отдых всем обучаемым.

Руководитель при такой организации подает команды для начала и окончания боя, во время боя наблюдает попеременно за парами, в необходимых случаях вмешиваясь в их действия, побуждает обучаемых к стремительности, решительности и подвижности. Если бои проводятся без защитного снаряжения, то он запрещает наносить уколы и удары в лицо, шею, затылок и половые органы.

В процессе выполнения парных боевых упражнений у обучаемых должны формироваться основы тактики ведения рукопашного единоборства с оружием. Для этого руководитель использует словесные и наглядные методы. Прежде всего, он должен разъяснять обучаемым сущность подготавливающих действий (разведки, угроз, маскировки, вызовов противника на нужные действия, создания для противника неудобных условий, маневрирования).

Разведка имеет цель распознать противника, его возможности и намерения. Для этого руководитель рекомендует использовать различные действия, реагированием на которые противник раскрыл бы свои намерения и подготовленность.

Угрозы выполняются оружием или внезапными криками. Их назначение — воздействовать на психику противника.

Маскировка предназначена для ложной демонстрации неподготовленности к бою, отвлечения внимания противника обманными действиями, изображением на лице гримасы страха и др.
Вызов противника на нужные действия осуществляется путем намеренного раскрытия одной стороны своего тела, чтобы спровоцировать противника на атаку в эту сторону, а самому неожиданно поразить его ответной атакой.

Создание для противника неудобных условий для ведения боя осуществляется путем активных наступательных действий с задачей прижать его к траншее, стене и т. п.
Маневрирование применяется с целью затруднения атаки противника и выбора удобной дистанции для своих действий.

В реальном рукопашном бою все указанные действия осуществляются не всегда. Однако в процессе обучения объяснить их военнослужащим необходимо.

Нужно объяснять, что основными боевыми действиями в рукопашном единоборстве являются нападения и защиты.

Нападения — основные действия для достижения победы в пою. Важное требование при их осуществлении — внезапность, которая достигается в один из моментов полной неподготовленности противника к защитным действиям или обеспечивается подготавливающими действиями, создающими условия для нападения

Защиты — это способ отражения атак противника. Они успешно осуществляются в том случае, когда к ним с помощью подготавливающих действий обеспечена соответствующая готовность. В единоборствах нужна активная защита, предполагающая немедленные ответные действия, пассивная же защита обрекает бойца на поражение.

Рекомендуемая методика обучения на данном этапе дает общее направление освоения основ тактики рукопашного единоборства с противником. Творческое ее применение будет способствовать формированию тактического мышления у военнослужащих, что положительно скажется на их действиях в реальной боевой обстановке.
11.7. ПОДГОТОВКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К РУКОПАШНОМУ (ШТЫКОВОМУ) БОЮ
Характер современной войны, мощное оружие и сложная боевая техника, находящаяся на вооружении Советской Армии и Флота, повысили роль боевого мастерства воинских. коллективов, особенно мелких подразделений, л в то же время не снизили требовательности к их готовности вести рукопашный бой при непосредственном соприкосновении с противником.

Ближний бой при правильных и умелых действиях противодействующих сторон (при соблюдении уставных требований) почти всегда будет заканчиваться рукопашным, что требует заблаговременного формирования готовности к нему воинских подразделений (отделения, взвода, роты).
Рукопашный бой не укладывается в стандарты, и требования его не нормированы. Победа в нем достанется тому, кто готов к встрече с неожиданностями, с самой разнообразной и сложной обстановкой. Подготовленность к действиям в таких условиях характеризует боевую умелость подразделения.

Наиболее специфическими психологическими компонентами ее являются:
- тактические умения всех военнослужащих подразделения;
- развитое коллективное мышление;
- привычка к активным, инициативным, самостоятельным, творческим, дерзким боевым действиям.

Психологические компоненты, свойственные боевой умелости, в большей степени, чем другие, формируются в процессе обучения и воспитания военнослужащих в условиях. максимально приближенных к реальным.

Поэтому на данном этапе подготовки проводится дальнейшее и более углубленное обучение и воспитание в процессе полевой учебы на основе предыдущих этапов обучения. Знания, умения и навыки реализуются в обстановке, приближенной к боевой, и превращаются в инструмент решения практических задач. Завершается подготовка военнослужащих к рукопашному бою в процессе специально организованных занятий на местности (см. гл. 7), а также на занятиях по тактике, по специальной подготовке и перед заступлением в караул.

Специалист физической подготовки в творческом содружестве с командирами подразделений разрабатывает методические рекомендации, определяет материальное обеспечение и способы физической тренировки.

При изучении темы «Отделение (взвод, рота) в наступлении» рекомендуются соответствующие мероприятия по подготовке личного состава подразделений к следующим действиям:
- к уничтожению противника в траншеях, блиндажах, подземных галереях днем и ночью в рукопашной схватке и также в условиях применения противником зажигательного оружия и отравляющих веществ;
- к действиям в составе штурмовых групп, воздушных тактических десантов, создаваемых для захвата различных объектов, зданий, уничтожения ДОС, захвата и уничтожения, средств ядерного и химического нападения;
- к уничтожению и пленению мелких групп противника, подразделений охраны и т. п.

При отработке темы «Отделение (взвод, рота) в обороне» рекомендуются мероприятия к следующим действиям:
- к уничтожению в рукопашной схватке противника, ворвавшегося на позицию обороны;
- к захвату в плен мелких групп противника, вклинившегося на позицию обороны;
- к уничтожению в рукопашной схватке противника, ворвавшегося в обороняемое здание.

На занятиях по темам походного и сторожевого охранения, боевых разведывательных дозоров основное внимание обращается на подготовку к внезапному нападению на противника, к действиям по уничтожению или пленению мелких групп, к действиям при встрече с разведкой и охранными подразделениями противника.

Подготовка военнослужащих и подразделений к действиям в опорном пункте является комплексным видом обучения, так как включает в себя передвижение по разнообразной местности с преодолением препятствий и сооружений, стрельбу навскидку, метание гранат и рукопашные схватки в различных условиях.
Она будет состоять из обучения:
- атакующим и защитным действиям, направленным на одиночного противника и на группу противников;
- действиям в траншеях, ходах сообщения, коридорах, из-за угла и т. п.;
- действиям в составе отделения (группы).

Обучение атакующим и защитным действиям, направленным против одиночного противника, проводится в такой последовательности:
- простые атаки с различных дистанций стоя перед чучелом и с продвижением вперед;
- защиты и ответные атаки стоя перед чучелом и с продвижением вперед;
- простые и ответные атаки в процессе маневрирования с «противником», вооруженным тренировочной палкой или деревянным макетом карабина с мягким наконечником стоя перед чучелом и с продвижением вперед;
- сложные атаки (повторные, ложные, с обманом и с отбивом оружия «противника») с различных дистанций стоя перед чучелом и с продвижением вперед;
- сближение с чучелом («противником»), выполнение действий в зависимости от ситуации, созданной «противником», вооруженным тренировочной палкой, продвижение вперед к следующему чучелу;
- выполнение комплексных упражнений, моделирующих условия действий как в атаке, так и в обороне опорного пункта.

Обучение атакующим и защитным действиям, направленным на группу противника, проводится в таком порядке:
- простые атаки стоя перед двумя (тремя) чучелами и с продвижением вперед;
- защиты и ответные атаки стоя перед двумя (тремя) чучелами и с продвижением вперед;
- сближение с группой чучел, выполнение простых и ответных атак с продвижением вперед;
- сложные атаки стоя перед чучелами и с продвижением вперед;
- сближение с группой чучел, выполнение действий в зависимости от ситуации, созданной «противниками», вооруженными тренировочными палками, продвижение вперед к следующей группе чучел;
- комплексные упражнения, моделирующие условия действий как в атаке, так и в обороне опорного пункта.

Обучение действиям в траншеях, ходах сообщения, коридорах зданий, из-за угла и т. п. предусматривает:
- передвижения в этих условиях;
- быструю перемену изготовок к бою и поворотов в узких проходах; - атаки в разных направлениях с поворотами и изменениями изготовок к бою; - защитно-ответные действия с поворотами и изменениями изготовок к бою.
- Особое внимание при обучении необходимо уделить атакам, выполняемым уколами автоматом (карабином) со скольжением по левой ладони и ударами прикладом сверху. Для этого военнослужащих необходимо обучать:
- атакам с бруствера траншеи на противника, находящегося в траншее, т. е. атакам сверху; - атакам из траншеи на противника, находящегося на бруствере, т. е. атакам снизу; - атакам из-за угла, невысокой стенке и т. п.

При обучении действиям в составе мелких подразделений (групп) необходимо, чтобы обучаемые усвоили следующие правила рукопашной схватки:
- прежде всего уничтожать ближнего противника;
- поразив одного, немедленно атаковать следующего;
- быть готовым отразить нападение с любой стороны;
- всегда помогать соседу и. особенно, командиру.

Обучение групповому бою проводить в такой последовательности:
- бой одного против двух (трех);
- бой двух против трех (четверых);
- бой отделения против отделения.

Приступая к обучению действиям в рукопашных схватках, следует на лучших военнослужащих продемонстрировать способы ведения такого боя и зависимость успеха от инициативы, сообразительности и решительности каждого бойца. После этого провести со всеми обучаемыми несколько тренировочных боев с целью формирования умения применить на практике основные правила ведения рукопашной схватки.

Групповой бой организуется так же, как и парные боевые упражнения, и проводится с посредниками. Смена бойцов происходит поочередно, чтобы каждый учился вести бой в составе разных по количеству групп военнослужащих и приобретал навыки коллективного взаимодействия. По окончании группового боя проводится краткий его разбор, в котором указываются ошибки и пути их устранения, а также отмечаются удачные действия.

Подготовка подразделений к внезапному нападению на мелкие подразделения противника чаще всего осуществляется перед разведкой. Она является важным условием выполнения боевых заданий.

В разведку, как правило, назначается мотострелковый взвод или отделение (группа специально подготовленных солдат и сержантов) для выполнения задачи боевого разведывательного дозора, а также для устройства засад, организации налетов и проведения поиска.

Разведывательные задачи выполняются путем наблюдения, в засадах, налетами, поиском, а при необходимости — и боем. В случае внезапной встречи с противником, когда невозможно уклониться от боя, подразделение должно первым напасть на противника, и, используя его замешательство, захватить пленных, применяя средства рукопашного боя.

В целях захвата пленных, документов, образцов вооружения и боевой техники противника на вероятных направлениях его движения устраиваются засады.

Заняв позицию для засады, важно ничем себя не обнаружить. Мелкие группы или одиночные солдаты и офицеры противника внезапными действиями захватываются в плен. При этом используются все боевые действия рукопашного боя. Более крупные группы противника и отдельные машины подпускаются на близкое расстояние и уничтожаются огнем.

Оставшиеся в живых солдаты и офицеры противника захватываются в плен или бесшумно уничтожаются с применением действий рукопашного боя. Для уничтожения важных объектов организуются налеты, особенно — в горах и в лесу (в темное время суток). При этом подразделения должны действовать внезапно, решительно, дерзко.

Налет, как правило, используется для захвата или уничтожения важных объектов противника. При его организации из состава дозора могут назначаться солдаты для уничтожения охраны (часовых) объекта и отделение (группа) огневого обеспечения.

При проведении налета дозор скрытно выдвигается как можно ближе к объекту, бесшумно или после внезапного огневого поражения стремительно нападает и уничтожает противника огнем и в рукопашной схватке.

Оставшиеся в живых солдаты и офицеры противника захватываются в плен, документы изымаются.
После налета подразделение отходит в заранее намеченный район и продолжает действовать в соответствии с поставленной ему задачей.

В целях захвата пленных, документов, образцов вооружения, боевой техники противника организуется поиск. Он проводится преимущественно ночью или в других условиях ограниченной видимости и, как правило, в пешем порядке (или на лыжах).

Объектами нападения при проведении поиска могут быть одиночные солдаты или небольшие группы, расчеты огневых и других средств на переднем крае и в глубине расположения противника.
Перед поиском командир подразделения устанавливает непрерывное наблюдение за объектом поиска и действиями противника в этом районе, намечает маршрут выдвижения к объекту, назначает отделение (группы, подгруппы) для нападения на противника, проделывания проходов в заграждениях, если это необходимо, а также огневого обеспечения действий нападающих. Затем осуществляется подготовка подразделения к поиску, в процессе которого особое внимание уделяется действиям военнослужащих в рукопашном бою.

В установленное время подразделение скрытно выдвигается к объекту нападения. Первыми для проделывания прохода в заграждениях идут саперы. После получения от них сигнала о готовности прохода — отделение огневого обеспечения, за ним — отделение нападения.

Приблизившись к объекту, отделение нападения по сигналу своего командира внезапно и, как правило, без выстрелов нападает на противника, захватывает пленных, документы, образцы вооружения и боевой техники. Командир подразделения обычно находится с отделением нападения.
Отделение огневого обеспечения должно быть в полной готовности прикрыть нападающих огнем. Первым отходит отделение нападения, затем — отделение огневого обеспечения и последними — саперы. Отход совершается бесшумно или под прикрытием огня.

Для успешного проведения разведки необходима заблаговременная и непосредственная подготовка к каждому из ее видов. Заблаговременная подготовка, как правило, осуществляется на занятиях по тактической подготовке, а непосредственная — в процессе специально организованных занятий перед выполнением боевых задач. При этом следует строго придерживаться требований Боевого устава Сухопутных войск (часть III).
Позвонить тренеру +7(925)882-21-21