РУКОПАШНЫЙ БОЙ КЛУБ "ВИТЯЗЬ"
Оставьте свой номер, мы свяжемся с вами в ближайшее время
должен начинаться на +7
возраст того, кто будет заниматься
Заказать звонок
Звоните! +79258822121
Подготовка к рукопашному бою представляет собой педагогический процесс целеустремленной деятельности командира (руководителя) и личного состава, в основе которого лежит обучение, воспитание и развитие, т. е. это активный процесс направленной деятельности командира и военнослужащих по освоению боевого опыта для действий в ближнем бою при непосредственном соприкосновении с противником.
4. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Разработка целей и задач подготовки к рукопашному бою — важная проблема, которая является исходным пунктом учебно-педагогического процесса.

Цели в системе подготовки определяются в основном социальным заказом общества, в данном случае — требованиями современной войны и боя, которые сформулированы в уставах Вооруженных Сил СССР, наставлениях, приказах и директивах министра обороны.

Цель подготовки военнослужащих к рукопашному бою заключается в формировании у них готовности к боевой деятельности в непосредственном соприкосновении с противником.
Рассматривая готовность военнослужащих как их совокупное состояние, в методическом плане необходимо выделить ее составляющие элементы, такие, как интеллектуальную, техническую, тактическую, физическую и психологическую готовности.

Главными задачами подготовки являются:
- приобретение знаний и формирование основного фонда двигательных умений и навыков и усвоение при этом действий, посредством которых осуществляется деятельность в различных видах рукопашного боя;
- развитие и совершенствование физических и специальных качеств, нужных для достижения победы над противником;
- воспитание волевых качеств, необходимых для действий даже с численно превосходящим противником, и
Содержание принципов, методов обучения и воспитания достаточно подробно изложено в учебниках по общей и военной педагогике: Педагогика. М: Воениздат, 1973; Педагогика. М.: ФиС, 1972.
уверенности в собственных силах;
- формирование психологической устойчивости к воздействиям неблагоприятных факторов ближнего боя.

В военно-учебных заведениях и учебных частях, кроме того, формируются теоретические знания и организаторско-методические умения.

Выше перечислены общие задачи подготовки военнослужащих. В конкретных условиях и в зависимости от боевой деятельности воинских частей и подразделений они могут расширяться и конкретизироваться, а в других случаях, наоборот, сужаться.

Цель и задачи подготовки становятся достижимыми, когда в ее процессе в полном объеме применяются принципы обучения и воспитания военнослужащих. Достаточно полно они изложены в учебниках по военной педагогике.

Но вместе с ними в процессе подготовки к рукопашному бою применяются и специфические педагогические принципы, свойственные физической культуре, в которых отражаются закономерности овладения двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности советского воина в процессе двигательной деятельности и построения занятий.

К ним относятся:
единство обучения и развития; структура занятий;
учет особенностей и состояния занимающихся;
анализ и синтез движений; осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений;
постепенное повышение нагрузки и ее варьирование;
учет, регулирование и варьирование сопутствующих условий;
систематичность и последовательность в обучении.

В соответствии с выполняемыми функциями руководителем и обучаемыми соотношение принципов обучения и воспитания с основными компонентами учебного процесса условно представлено в таблице 1.

Успешность решения задач во многом зависит от наличия необходимых условий для освоения учебной программы и готовности к этому обучаемых и руководителей.

Это, прежде всего, такие факторы, как:
- готовность руководителя (командира) к обучению подчиненных;
- наличие материальной базы и соответствующего инвентаря:
- правильное определение необходимого уровня овладения знаниями и двигательными умениями в процессе обучения;
- физическая, двигательная (особенно координационная) и психическая (мотивационная) готовность обучаемых.

Руководитель (командир) должен уметь правильно ставить перед обучаемыми задачи, при этом связывая их решение с потребностями не только обучаемого, но и, прежде всего, того подразделения, которым он руководит. Только в этом случае мотивы учения у военнослужащих будут доминирующими, а само обучение — активным и сознательным. Руководителю надо быть достаточно подготовленным к обучению подчиненных в теоретическом, методическом и практическом аспектах, правильно использовать принципы и методы обучения и воспитания военнослужащих.

Соотношение принципов обучения и воспитания с основными компонентами подготовки к рукопашному бою

Основные компоненты и
условия обучения и воспитания
Принципы обучения и воспитания

Обучение
Учить войска тому, что необходимо на войне: сознательности, активности и самостоятельности; наглядности, систематичности и последовательности; единства обучения и развития, анализ-синтез движений

Воспитание
Связи воспитания с жизнью, с требованиями боевой подготовки; воспитания в процессе воинской деятельности; в коллективе и через коллектив; индивидуального и дифференцированного подхода к воспитуемым; опоры на положительное в деятельности; сочетание требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них

Развитие
Постепенное повышение нагрузки на организм и ее варьирование

Построение занятий
Структура занятий; учет, регулирование и варьирование сопутствующих условий; учет особенностей и состояния занимающихся

Результат обучения
Осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений

Наличие материальной базы и инвентаря способствует реальному обучению, при котором условия решения различных задач не попадают в диапазон пустых (не существующих) значений.
Процесс обучения должен быть специализированным и учитывать боевые потребности воинского коллектива как в объеме знаний и двигательных умений, так и в уровне обученности личного состава.

Естественно, что потребность боевой деятельности в обученности военнослужащих подразделений морской пехоты, воздушно-десантных, разведывательных, мотострелковых подразделений по всем показателям должна быть выше, чем в других подразделениях. Поэтому определение уровня овладения знаниями и двигательными умениями у них будет различным.

Изучаемые приемы и двигательные действия осваиваются на четырех уровнях:
- на первом — формируются умения распознания приемов и двигательных действий;
- на втором — обучаемые овладевают приемами и действиями до способности выполнять их в стандартных условиях;
- на третьем — у обучаемых формируются двигательные навыки в действиях, позволяющие им решать боевые задачи в вариативно изменяющихся условиях, включая и экстремальные в рукопашных единоборствах с противником;
- на четвертом — формируется обобщенное умение вести боевую деятельность в рукопашном бою в любых условиях ближнего боя с противником.

Естественно, что подготовка военнослужащих, боевая деятельность которых проходит в непосредственном соприкосновении с противником (мотострелки, связисты, десантники, разведчики, морские пехотинцы и др.), должна планироваться и осуществляться на четвертом уровне. Для этого объем, содержание и время на подготовку должны соответствовать решению задач данного уровня.

Успешность обучения зависит также от готовности самих обучаемых к нему, т. е. готовности их к освоению учебного материала.

Овладение приемами рукопашного боя, и особенно двигательными действиями, требует определенного уровня развития физических качеств. Поэтому и в период, предшествующий обучению рукопашному бою, и в процессе обучения руководитель должен стремиться всемерно повышать физическую подготовленность обучаемых.

Быстрота овладения новыми приемами, и особенно сложнокоординированными, зависит от предшествующего двигательного опыта обучаемых, который фиксируется в двигательной памяти. Чем он богаче, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового приема или действия, и тем быстрее может сформироваться соответствующий двигательный навык.

Если же двигательный опыт занимающихся недостаточен, руководитель в процессе обучения должен предлагать подводящие упражнения, позволяющие успешно формировать двигательные представления и на этой основе—двигательный навык.

Психическая готовность обучаемых является, ядром мотивации к учебной деятельности. Обучение только в том случае будет успешным, когда достижение цели обучения станет доминирующим мотивом подготовки. Главное условие формирования мотивации — воздействие на сознание обучаемых необходимости освоения рукопашного боя для их боевой деятельности, так как ответственность за ее успешность порождает потребность в овладении ее навыками и действиями.

Эта потребность формируется знаниями о характере деятельности, ее приемах и средствах действий и со временем превращается в мотив учения. Осознание того, что результаты подготовки полезны не только самому обучаемому, но и тому воинскому коллективу (подразделению), членом которого он является и в составе которого будет осуществлять боевую деятельность, служит сильным стимулирующим фактором обучения.

В этом реализуется одна из главных формул воинского воспитания: «Воспитывать в коллективе, для коллектива, через коллектив».

Вместе с тем, руководитель (командир) должен заботиться и о блокировании отрицательных факторов, что достигается продуманной организацией учебного процесса, высокой требовательностью к обучаемым, пресечением нарушений дисциплины и насильственных действий более сильных к физически слабым военнослужащим и т. п. При достаточной, мотивации к обучению успех его зависит от настойчивости, смелости и решительности обучаемых, т. е, от тех качеств, которые определяют рабочую активность.

Для сохранения психической готовности обучаемых руководитель должен предлагать приемы, с одной стороны, доступные военнослужащим а с другой—постепенно усложняющиеся. Вместе с тем, руководитель обязан гарантировать безопасность обучаемых при выполнении сложных приемов. Для этого следует предварительно военнослужащих обучать приемам страховки и самостраховки, использовать защитное снаряжение, что повышает их уверенность в действиях.

4.1.1. Методы обучения.
Методы обучения. Методом обучения является взаимодеятельность командира (руководителя) и обучаемых, направленная на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. В другой интерпретации метод представляет собой совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

В процессе подготовки военнослужащих к рукопашному бою применяются разнообразные методы. Они объединяются в следующие основные группы методов: формирования сознания личности, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования учебной деятельности, контроля и самоконтроля в обучении.

Группа методов формирования сознания личности. Она включает в себя словесные и наглядные методы.

К словесным методам относятся рассказ и беседа.

Рассказ предполагает устное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами обучаемых. Он подразделяется на рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Задача рассказа-вступления — подготовить обучаемых к восприятию нового материала; рассказ-изложение раскрывает содержание новой темы, технику приемов рукопашного боя, тактического назначения действий, физиологического и биомеханического воздействия приемов и действий на организм противника и т. п.; рассказзаключение проводится в конце занятия, имеет целью сделать выводы и подвести итоги, дать задание для самостоятельной работы и т. п.

Беседа — это разговор руководителя с обучаемыми, организуемый с помощью системы вопросов, ответов и обсуждений. Наиболее эффективна она при обучении тактике рукопашного боя.

Наглядные методы обучения подразделяются на методы иллюстрации и демонстрации.

Метод иллюстрации предполагает показ обучаемым пособий: плакатов, схем, зарисовок на доске, фотографий и пр.

Метод демонстрации прежде всего связан с практическим показом руководителем приемов, действий, а также кинофильмов, кинокольцовок и т. п.

Особенностью наглядных методов обучения является обязательное их сопровождение словесными методами. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах показывает, что при познании действительности они применяются во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно сливаться с активным функционированием и второй сигнальной системы.
4.1.2. Группа, методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Группа, методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. В нее входят способы организации обучаемых, практические методы и др.

Методы организации обучаемых — это строи отделения, взвода и роты (одношереножный, двухшереножный, в колонну по одному, по два, по, три, и по четыре), которые реализуются в соответствии со Строевым уставом ВС, а также специфические методы для выполнения учебных заданий (односторонний и двухсторонний групповой).

Односторонний групповой метод заключается в том, что обучаемые находятся в одно-, двух-, трех- или четырехшереножном разомкнутом строю и под руководством командира одновременно или поочередно выполняют одни и те же приемы и действия.

Этот метод организации занимающихся применяется при изучении изготовок к бою, передвижений, приемов самостраховки, при выполнении подготовительных упражнений для обучения уколам штыком, ударам ножом и пехотной лопатой, ударам рукой и ногой и др., а также при обучении приемам рукопашного боя на мишенях, чучелах (уколов штыком, ударов прикладом и пехотной лопатой, рукой и ногой).

Двухсторонний групповой метод организации обучаемых заключается в том, что они выстраиваются в двухшереножном строю на увеличенных интервалах лицом друг к другу. Военнослужащие одной шеренги выполняют приемы или действия, а другой — роль несопротивляющегося «противника» и. кроме того, обеспечивают успешное обучение военнослужащих первой шеренги и создают необходимые условия для выполнения приемов. Смена ролей между шеренгами производится по команде руководителя занятий.

Способ выполнения учебных заданий бывает одновременным (выполнение упражнений одновременно всеми обучаемыми) и поочередным (выполнение упражнений по очереди шеренгами, колоннами, группами и по одному).

Поочередный способ выполнения заданий по темпу очередности делится на два вида: раздельный — когда после окончания упражнения (приема) одним обучаемым (обучаемыми) очередной (очередные) начинает (ют) выполнять это упражнение (прием) по команде руководителя; поточный — когда упражнение (прием) выполняется одним обучаемым за другим (группой за группой, шеренгой за шеренгой, колонной за колонной) без дополнительных команд, на указанной руководителем дистанции.
4.1.3. Учебно-познавательная деятельность
Учебно-познавательная деятельность осуществляется при помощи словесных, наглядных и в основном практических методов.

Метод упражнения без «противника» применяется для обучения приемам боя с оружием и приемам боя рукой и ногой в виде многократного повторения комплексов действий. Он эффективен для совершенствования техники приемов (движений) и сознательного анализа своих действий, формирования умения контролировать собственные движения.

Метод упражнения с условным «противником» (рис. 1а) используется для совершенствования приемов боя с оружием и ударов рукой и ногой, развития способности у обучаемых определять и оценивать дистанции и запоминать мышечные ощущения при поражении «противника». Условным «противником» являются чучела и мишени.

Метод упражнения с «противником» (см. рис. 1б) осуществляется в виде парных боевых упражнений на обусловленные, полуобусловленные и необусловленные действия (вольные бои). Он используется для совершенствования в приемах и действиях, развития специальных физических качеств, пространственновременных взаимодействий (чувства дистанции и времени), закаливания к болевым ощущениям, воспитания волевых качеств/ формирования умения вести рукопашное единоборство.

Метод упражнения с условным «противником» и «противником» (рис. 2) применяется для совершенствования в приемах и действиях. В качестве условного «противника» используются чучела, мишени, шары тренировочных палок и т. п., а в качестве «противника» выступает партнер, действующий тренировочной палкой, макетом оружия или другим инвентарем.

Метод упражнения с несколькими «противниками» используется для обучения военнослужащих тактике самозащиты, ответного нападения и формирования умения вести рукопашную схватку с численно превосходящим противником. Схватки организуются на площадках («пятачках»), ограниченных руководителем.

Комплексные упражнения включают: передвижение по местности с преодолением препятствий, метание гранат, рукопашные единоборства и схватки. Их цель — формирование, умения действовать в ближнем бою при атаке опорного пункта противника. Комплексные упражнения представляют собой организационно-методическую форму, содержащую несколько частных методов.

Проблемно-поисковые методы при обучении рукопашному бою применяются в полном объеме, особенно при обучении основам тактики рукопашных единоборств и схваток.

При использовании проблемно-поисковых методов руководитель применяет следующие приемы: создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает решение. Проблемно-поисковые методы реализуются с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения.
4.1.4. Группа методов стимулирования учебной деятельности военнослужащих в процессе обучения.
Группа методов стимулирования учебной деятельности военнослужащих в процессе обучения.
Она объединяет две подгруппы: методы формирования познавательных интересов у обучаемых и методы, направленные преимущественно на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Методы формирования познавательного интереса направлены на создание:
положительных эмоций в процессе обучения по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам осуществления;
ситуаций новизны, актуальности;
условий приближения обучения к реальной действительности.

Методы стимулирования долга, и ответственности в учении опираются на методы воспитания, что подчеркивает единство обучения и воспитания.
К ним относятся:
разъяснение общественной и боевой значимости подготовки военнослужащих к рукопашному пою;
предъявление требований, особенно правовых, соблюдение которых означает выполнение ими воинского долга в мирное время;
поощрение за успешное выполнение своих обязанностей; указания на недостатки, порицания и даже наказания (с тем, чтобы вызвать более ответственное отношение к учению) и др.
4.1.5. Группа методов контроля и самоконтроля в обучении.
Группа методов контроля и самоконтроля в обучении. Каждый командир (руководитель) обязан знать, систематически проверять и оценивать уровень подготовленности подчиненных ему военнослужащих и подразделений.

В процессе обучения для проверки его качества и управления им руководитель должен систематически осуществлять контроль, используя методы устного опроса и практической проверки по группам приемов и др.

При практической проверке и самоконтроле усвоения необходимо принимать во внимание все основные характеристики движений и качество исполнения приемов.

При определении точности в выполнении приема во внимание берутся показатели экономичности движений и биомеханической целесообразности (т. е. выполнение в соответствии с описанной техникой, которое оценивается, как правило, в баллах).

Стабильность в выполнении приема оценивается по результату в серии попыток и выражается в процентах отношением правильно выполненных приемов к их общему .количеству в серии (80% и более характеризует высокую стабильность).

Степень обобщенности оценивается по показателям точности и стабильности при различных изменениях внешних условий (в процессе выполнения комплексных упражнений, потоком с различными по силе, быстроте и подготовленности партнерами).

Автоматизированность действий оценивается по точности, лабильности и обобщенности выполнения приемов в сложных условиях, при быстром изменении обстановки, внезапных действиях извне, на фоне физической и психической усталости и влияния сбивающих факторов.

При выведении окончательной оценки качества усвоения обучаемыми приемов руководителю необходимо учитывать планируемый уровень усвоения (см. 4.1). Если приемы освоены на запланированном уровне, то качество оценивается высшим баллом. Если приемы усвоены на уровне ниже планируемого, то оценка может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценке уровня подготовленности военнослужащих к рукопашному бою используются различные
комплексные упражнения (глава 10) и способы оценки приемов рукопашного боя, определенные НФП-87 (ст. 275).
Позвонить тренеру +7(925)882-21-21