Разработка целей и задач подготовки к рукопашному бою — важная проблема, которая является исходным пунктом учебно-педагогического процесса.
Цели в системе подготовки определяются в основном социальным заказом общества, в данном случае — требованиями современной войны и боя, которые сформулированы в уставах Вооруженных Сил СССР, наставлениях, приказах и директивах министра обороны.
Цель подготовки военнослужащих к рукопашному бою заключается в формировании у них готовности к боевой деятельности в непосредственном соприкосновении с противником.
Рассматривая готовность военнослужащих как их совокупное состояние, в методическом плане необходимо выделить ее составляющие элементы, такие, как интеллектуальную, техническую, тактическую, физическую и психологическую готовности.
Главными задачами подготовки являются:
- приобретение знаний и формирование основного фонда двигательных умений и навыков и усвоение при этом действий, посредством которых осуществляется деятельность в различных видах рукопашного боя;
- развитие и совершенствование физических и специальных качеств, нужных для достижения победы над противником;
- воспитание волевых качеств, необходимых для действий даже с численно превосходящим противником, и
Содержание принципов, методов обучения и воспитания достаточно подробно изложено в учебниках по общей и военной педагогике: Педагогика. М: Воениздат, 1973; Педагогика. М.: ФиС, 1972.
уверенности в собственных силах;
- формирование психологической устойчивости к воздействиям неблагоприятных факторов ближнего боя.
В военно-учебных заведениях и учебных частях, кроме того, формируются теоретические знания и организаторско-методические умения.
Выше перечислены общие задачи подготовки военнослужащих. В конкретных условиях и в зависимости от боевой деятельности воинских частей и подразделений они могут расширяться и конкретизироваться, а в других случаях, наоборот, сужаться.
Цель и задачи подготовки становятся достижимыми, когда в ее процессе в полном объеме применяются принципы обучения и воспитания военнослужащих. Достаточно полно они изложены в учебниках по военной педагогике.
Но вместе с ними в процессе подготовки к рукопашному бою применяются и специфические педагогические принципы, свойственные физической культуре, в которых отражаются закономерности овладения двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности советского воина в процессе двигательной деятельности и построения занятий.
К ним относятся:
единство обучения и развития; структура занятий;
учет особенностей и состояния занимающихся;
анализ и синтез движений; осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений;
постепенное повышение нагрузки и ее варьирование;
учет, регулирование и варьирование сопутствующих условий;
систематичность и последовательность в обучении.
В соответствии с выполняемыми функциями руководителем и обучаемыми соотношение принципов обучения и воспитания с основными компонентами учебного процесса условно представлено в таблице 1.
Успешность решения задач во многом зависит от наличия необходимых условий для освоения учебной программы и готовности к этому обучаемых и руководителей.
Это, прежде всего, такие факторы, как:
- готовность руководителя (командира) к обучению подчиненных;
- наличие материальной базы и соответствующего инвентаря:
- правильное определение необходимого уровня овладения знаниями и двигательными умениями в процессе обучения;
- физическая, двигательная (особенно координационная) и психическая (мотивационная) готовность обучаемых.
Руководитель (командир) должен уметь правильно ставить перед обучаемыми задачи, при этом связывая их решение с потребностями не только обучаемого, но и, прежде всего, того подразделения, которым он руководит. Только в этом случае мотивы учения у военнослужащих будут доминирующими, а само обучение — активным и сознательным. Руководителю надо быть достаточно подготовленным к обучению подчиненных в теоретическом, методическом и практическом аспектах, правильно использовать принципы и методы обучения и воспитания военнослужащих.
Соотношение принципов обучения и воспитания с основными компонентами подготовки к рукопашному бою
Основные компоненты и
условия обучения и воспитания
Принципы обучения и воспитания
Обучение
Учить войска тому, что необходимо на войне: сознательности, активности и самостоятельности; наглядности, систематичности и последовательности; единства обучения и развития, анализ-синтез движений
Воспитание
Связи воспитания с жизнью, с требованиями боевой подготовки; воспитания в процессе воинской деятельности; в коллективе и через коллектив; индивидуального и дифференцированного подхода к воспитуемым; опоры на положительное в деятельности; сочетание требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них
Развитие
Постепенное повышение нагрузки на организм и ее варьирование
Построение занятий
Структура занятий; учет, регулирование и варьирование сопутствующих условий; учет особенностей и состояния занимающихся
Результат обучения
Осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений
Наличие материальной базы и инвентаря способствует реальному обучению, при котором условия решения различных задач не попадают в диапазон пустых (не существующих) значений.
Процесс обучения должен быть специализированным и учитывать боевые потребности воинского коллектива как в объеме знаний и двигательных умений, так и в уровне обученности личного состава.
Естественно, что потребность боевой деятельности в обученности военнослужащих подразделений морской пехоты, воздушно-десантных, разведывательных, мотострелковых подразделений по всем показателям должна быть выше, чем в других подразделениях. Поэтому определение уровня овладения знаниями и двигательными умениями у них будет различным.
Изучаемые приемы и двигательные действия осваиваются на четырех уровнях:
- на первом — формируются умения распознания приемов и двигательных действий;
- на втором — обучаемые овладевают приемами и действиями до способности выполнять их в стандартных условиях;
- на третьем — у обучаемых формируются двигательные навыки в действиях, позволяющие им решать боевые задачи в вариативно изменяющихся условиях, включая и экстремальные в рукопашных единоборствах с противником;
- на четвертом — формируется обобщенное умение вести боевую деятельность в рукопашном бою в любых условиях ближнего боя с противником.
Естественно, что подготовка военнослужащих, боевая деятельность которых проходит в непосредственном соприкосновении с противником (мотострелки, связисты, десантники, разведчики, морские пехотинцы и др.), должна планироваться и осуществляться на четвертом уровне. Для этого объем, содержание и время на подготовку должны соответствовать решению задач данного уровня.
Успешность обучения зависит также от готовности самих обучаемых к нему, т. е. готовности их к освоению учебного материала.
Овладение приемами рукопашного боя, и особенно двигательными действиями, требует определенного уровня развития физических качеств. Поэтому и в период, предшествующий обучению рукопашному бою, и в процессе обучения руководитель должен стремиться всемерно повышать физическую подготовленность обучаемых.
Быстрота овладения новыми приемами, и особенно сложнокоординированными, зависит от предшествующего двигательного опыта обучаемых, который фиксируется в двигательной памяти. Чем он богаче, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового приема или действия, и тем быстрее может сформироваться соответствующий двигательный навык.
Если же двигательный опыт занимающихся недостаточен, руководитель в процессе обучения должен предлагать подводящие упражнения, позволяющие успешно формировать двигательные представления и на этой основе—двигательный навык.
Психическая готовность обучаемых является, ядром мотивации к учебной деятельности. Обучение только в том случае будет успешным, когда достижение цели обучения станет доминирующим мотивом подготовки. Главное условие формирования мотивации — воздействие на сознание обучаемых необходимости освоения рукопашного боя для их боевой деятельности, так как ответственность за ее успешность порождает потребность в овладении ее навыками и действиями.
Эта потребность формируется знаниями о характере деятельности, ее приемах и средствах действий и со временем превращается в мотив учения. Осознание того, что результаты подготовки полезны не только самому обучаемому, но и тому воинскому коллективу (подразделению), членом которого он является и в составе которого будет осуществлять боевую деятельность, служит сильным стимулирующим фактором обучения.
В этом реализуется одна из главных формул воинского воспитания: «Воспитывать в коллективе, для коллектива, через коллектив».
Вместе с тем, руководитель (командир) должен заботиться и о блокировании отрицательных факторов, что достигается продуманной организацией учебного процесса, высокой требовательностью к обучаемым, пресечением нарушений дисциплины и насильственных действий более сильных к физически слабым военнослужащим и т. п. При достаточной, мотивации к обучению успех его зависит от настойчивости, смелости и решительности обучаемых, т. е, от тех качеств, которые определяют рабочую активность.
Для сохранения психической готовности обучаемых руководитель должен предлагать приемы, с одной стороны, доступные военнослужащим а с другой—постепенно усложняющиеся. Вместе с тем, руководитель обязан гарантировать безопасность обучаемых при выполнении сложных приемов. Для этого следует предварительно военнослужащих обучать приемам страховки и самостраховки, использовать защитное снаряжение, что повышает их уверенность в действиях.