Динамическая методика обучения приемам рукопашного боя. В процессе подготовки военнослужащих к рукопашному бою она зарекомендовала себя положительно и в настоящее время включена в Наставление по физической подготовке (НФП-87).
На первых этапах военнослужащие разучивают базовые приемы, а затем обучаются структурным единицам боевой деятельности в рукопашном бою (обезоруживаниям, освобождениям от захватов, двигательным действиям и т. д.). Теоретические ее предпосылки опираются на психологическую основу процесса усвоения знаний, умений и навыков, которая включает в себя восприятие, понимание, осмысливание, обобщение, закрепление и применение, а также на общие закономерности формирования навыка.
Известно, что двигательный навык у человека функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов и переключении на цели и условия действия. Процесс формирования навыка включает ряд этапов его развития: ознакомительный, аналитический, синтетический и ситуативный.
Исходя из этого, динамическая методика обучения состоит из четырех этапов:
1. ознакомительного,
2. подготовительного,
3. стандартизирующего,
4. варьирующего (ситуативного).
Ознакомительный этап предполагает восприятие и понимание приема и действия, формирование знаний и представлений о способах их применения в боевых действиях. Руководитель на данном этапе демонстрирует не только изучаемый прием, но и способы решения боевых задач с его применением. При объяснении он подчеркивает, что данный прием (действие, движение) является базовым при решении боевой задачи (нападении на противника, обезоруживании или освобождения от захвата и т. п.), показывает его еще раз в медленном темпе, сосредоточивая внимание обучаемых на определяющем двигательном звене.
Подготовительный этап предполагает осмысление приема, что достигается упражнениями в выполнении его определяющего двигательного звена (например: при обучении рычагу руки внутрь многократно выполняются упражнения в выкручивании руки из захвата двумя руками сверху за предплечье «противника»). Первые попытки начинаются с выполнения в целом в медленном темпе по командам руководителя, а затем — самостоятельно.
В процессе самостоятельного выполнения руководитель исправляет ошибки у обучаемых. Затем темп выполнения убыстряется, при этом обращается внимание на то, чтобы обучаемые усвоили сущность определяющего двигательного звена. «Противник» не оказывает сопротивления при выполнении упражнений, своими действиями помогает правильно выполнить определяющее двигательное звено, что способствует формированию у обучаемого двигательно-чувствительного образа приема и его осмысливания.
В зависимости от сложности приема на данном этапе могут применяться подготовительные (подводящие) упражнения.
Упражнения заканчиваются после того, как обучаемые слитно выполняют все движения определяющего двигательного звена приема (на обе руки или в обе стороны).
Стандартизирующий этап имеет цель сформировать двигательный навык в выполнении приема в обычных стандартных условиях учебной деятельности.
Основной путь достижения цели заключается в многократном выполнении приема в целом в различном темпе по командам руководителя и самостоятельно. К определяющему двигательному звену добавляются детали техники при входе в прием (различные захваты, упреждающие удары) и при его завершении (перевод для связывания, конвоирования и т. п.).
Формирование навыка идет за счет отсева лишних движений, исправления ошибочных, слияния связных движений и все большей стандартизации приема. Основное внимание руководитель уделяет исправлению ошибок и формированию индивидуальной манеры выполнения приема
В дальнейшем путем многократных упражнений (особенно самостоятельно обучаемыми) должна происходить его автоматизация, т. е. освобождение от контроля сознания.
Варьирующий (ситуативный) этап предполагает обобщение, закрепление и применение в боевых ситуациях изучаемых приемов и действий. На данном этапе базовый прием приспосабливается к ситуации, происходит целенаправленное выполнение его, формируется интуиция применения приема, а также освобождается сознание обучаемых от контроля за его выполнением и переключением на цели и условия, необходимые для решения боевых задач.
Основной путь решения указанных задач заключается в выполнении практических упражнений по быстрому и самостоятельному конструированию действий с обязательным включением в них изученного приема. Например, многократное выполнение освобождения от захвата противника за шею спереди, обезоруживания противника при ударах ножом сверху, сбоку наотмашь, при угрозе пистолетом в упор сзади применением рычага руки внутрь.
Каждая попытка при этом под сознательным контролем и с коррекцией отражается не только в запоминании приема и задач действий, но и осознается их практическая боевая значимость. Важно осуществить закрепление навыка на новой основе, каждый раз ставя новые боевые задачи (обезоруживание, освобождение от захвата, связывание и т. п.), применяя действия, новые по сравнению с теми, которые руководитель использовал при ознакомлении. Очень ценны при этом упражнения в самостоятельном решении обучаемыми вариативных боевых задач.
На данном этапе должны широко применяться методы вариативно-переменного упражнения, которые создают предпосылки для формирования обобщенного, вариативного действия.
Эта задача решается с помощью различных методических приемов:
- изменения внешних условий действия;
- изменения внутреннего состояния обучаемых (степени утомления, переключения внимания на различные объекты, введения помех эмоционального характера и др.);
- выполнения действия при различных уровнях физических и психических усилий и др. (после преодоления препятствий или длительного бега).
Вариативно-переменные упражнения можно проводить по следующей методике:
1. Ступенчатое увеличение быстроты действий. Обучаемые выполняют серию попыток на относительно невысокой скорости. После того, как удаются 90% попыток, скорость действия немного повышается и на этой ступени снова добиваются 90% удачных попыток. В дальнейшем при исполнении действий на увеличивающихся скоростях формируется прочный вариативный навык.
2. Ступенчатое повышение точности действия. Здесь принцип усложнения тот же, что и в предыдущем примере, но изменяемым параметром является требование к точности действия.
3. Увеличение размеров поля распределения внимания для целесообразной коррекции действий в изменяющихся внешних условиях (например, при ответных атаках уколами штыком и ударами прикладом после защит).
Усвоенные при этом элементы могут быть использованы при формировании новых действий, что позволит в некоторых случаях выполнять их «с листа», после небольшого числа пробных попыток. Эта методика обучения относится к проблемно-поисковой категории и обеспечивает переход двигательных действий из внешнего плана во внутренний (психический). Такой процесс называют интериоризацией.
Проведенный сравнительный педагогический эксперимент на курсантах института и морских пехотинцах показал преимущества динамической методики обучения приемам рукопашного боя по сравнению с традиционной методикой обучения (табл. 2).
Таблица 2
Результаты сравнительного педагогического эксперимента по проверке различных методик обучения приемам рукопашного боя
Группы / Точность в выполнении приема (балл)/ Стабильность % /Степень обобщенности % / Автоматизированность %
Экспериментальная 4,05 /92,4 /89,7 /86,9
Контрольная 4,11 /78,8 /67,3 /54,4
Ценность ее выразилась в том, что у курсантов и матросов экспериментальной группы оказались выше осознанность в действиях и вариативность в применении приемов в различных нестандартных ситуациях, о чем свидетельствуют показатели степени обобщенности и автоматизированности в выполнении разученных приемов.
Опираясь на принципы обучения, руководитель (командир) должен иметь представление о преимуществах,
той или иной методики обучения, знать их сравнительные возможности и рационально применять каждую из них.