РУКОПАШНЫЙ БОЙ КЛУБ "ВИТЯЗЬ"
Оставьте свой номер, мы свяжемся с вами в ближайшее время
должен начинаться на +7
возраст того, кто будет заниматься
Заказать звонок
Звоните! +79258822121
Учебно-тренировочные занятия являются основным видом деятельности командира в педагогическом процессе подготовки военнослужащих к рукопашному бою и проводятся с личным составом воинских частей, курсантами (слушателями) военно-учебных заведений. Они направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности, инициативности, находчивости и уверенности в собственных силах. Вместе с тем, на занятиях должны решаться и некоторые задачи психологической подготовки военнослужащих к действиям в современном бою, такие, как приобретение опыта эмоционально-волевого поведения при действиях в ближнем бою, активизация необходимых психических состояний и свойств личности к ведению рукопашного боя. План проведения учебно-тренировочных занятий приводится ниже.
План проведения учебно-тренировочного занятия
Подготовительная часть — 7—10 (10—25) мин

Организация занимающихся ---- Построение, проверка, объявление задач занятия

Общее укрепление организма и подготовка к овладению навыками рукопашного боя в основной части занятия ---- Строевые приемы с оружием и без оружия, ходьба, бег и упражнения в движении. Общеразвивающие упражнения, Специальные и подготовительные упражнения к приемам и действиям, изучаемым в основной части занятия.

Основная часть — 35—40 (65—85) мин

Овладение навыками рукопашного боя и их совершенствование
Развитие быстроты в действиях, ловкости и силы, воспитание смелости и решительности, находчивости и инициативности, уверенности в собственных силах ---- Приемы рукопашного боя и
двигательные действия, комплексы приемов и комплексные упражнения, парные и групповые боевые упражнения и единоборства

Формирование способности применять усвоенные навыки и умения при ведении рукопашных единоборств и схваток в различных условиях

Заключительная часть — 3—5 (5—10) мин

Приведение организма в относительно спокойное состояние
Подведение итогов занятия ---- Ходьба и бег в медленном темпе Упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием Приведение в порядок мест занятия и инвентаря

Примечание: В скобках указан расчет времени для двухчасового занятия

Решение перечисленных задач обучения и воспитания осуществляется при помощи определенных специфических средств, методических приемов и психологических воздействий командира на занимающихся.

Успешность работы командира по обучению и воспитанию во многом зависит от его личных достоинств и от педагогического мастерства, которое заключается в умении не только обучить правильной форме движения, но и воздействовать на психику обучаемых.

Поэтому руководитель занятий в процессе обучения должен всегда в сознании у занимающихся формировать устойчивый мотив к учебной деятельности и постоянно разъяснять значение физической тренировки для успешных действий в ближнем бою (см. 4.1).

Для начала занятий подразделение строится в двухшереножном развернутом строю.
Подготовительная часть занятия.
Подготовительная часть занятия. Она проводится командиром подразделения в составе подразделения на площадке или на местности, прилегающей к ней.

При организации занимающихся командир подразделения вначале проверяет готовность личного состава к занятию (экипировку, оружие, инвентарь), а затем ставит задачи.

Задачи занятия необходимо формулировать так, чтобы военнослужащие четко представляли себе, чего они должны достигнуть в ходе занятия. Например: «На занятии вы должны научиться уничтожать противника в рукопашном бою штыком и прикладом; быстро сближаться с вооруженным противником и действовать смело и решительно в рукопашной схватке».

После такой постановки задач занимающиеся будут стремиться к постоянному повышению своей военноприкладной и физической тренированности.

Подготовительная часть занятия с оружием проводится тогда, когда в содержание основной части включено обучение личного состава приемам боя с автоматом (карабином).

В ее содержание включаются:
строевые приемы и движение с автоматом; способы и приемы передвижения личного состава на поле боя ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);

выполнение изготовки «К бою» и стрельбы навскидку; действия по внезапным сигналам и командам: «Взвод (рота), противник слева (справа, с тыла) — К БОЮ», «Взвод (рота),— В УКРЫТИЕ», «Взвод (рота), броском — ВПЕРЕД» и т. п.;

комплексы упражнений с оружием на 8—16 счетов.
В качестве примера рекомендуются следующие комплексы упражнений с оружием.

С автоматом (карабином)

И. П. — изготовка к бою.
1 — укол штыком с выпадом;
2 — удар прикладом сбоку с выпадом правой ногой;
3 — удар затыльником приклада назад с выпадом правой (смотреть в сторону удара),
4 — вернуться в изготовку к бою;
5 — с шагом левой вперед — подставка автомата вверх;
6 — удар прикладом снизу с шагом правой ногой вперед;
7 — укол штыком влево с выпадом левой;
8 — строевая стойка (или с поворотом налево изготовка к бою для продолжения выполнения комплекса).

С пехотной лопатой

И. П. — правосторонняя изготовка к бою.
1 — удар лопатой сверху с выпадом правой ногой;
2 — уход с выпада — отбив лопатой вверх;
3 — удар лопатой вправо наотмашь с выпадом правой (смотреть в сторону удара);
4 — уход с выпада — отбив влево;
5 — удар наотмашь с выпадом правой;
6 — уход с выпада — отбив вниз-направо;
7 — тычок прямо с выпадом правой;
8 — строевая стойка (или с поворотом налево правосторонняя изготовка к бою для продолжения выполнения комплекса).

С ножом

И. П. — левосторонняя изготовка к бою, нож в правой руке клинком вверх.
1— с шагом назад — отбив предплечьем левой руки внутрь;
2 — с выпадом правой — удар ножом снизу;
3 — с шагом левой вперед — защита подставкой предплечьем левой руки от удара сверху (перехватить нож клинком вниз);
4 — с выпадом правой — удар ножом сверху;
5 — с выпадом правой вправо — удар ножом наотмашь вправо;
6 — с шагом правой назад — подставка левого предплечья от удара снизу (нож перехватить клинком вперед);
7 — с выпадом правой — удар ножом прямо;
8 — строевая стойка (или с поворотом налево изготовка к бою, нож в правой руке клинком вверх для продолжения комплекса).

Приведенные комплексы, как правило, разучиваются в подготовительной части первых занятий, затем они включаются в последующие занятия. Если в основной части занятия проводится обучение военнослужащих приемам боя без оружия, то в подготовительную часть включаются следующие упражнения: ходьба и бег в различном темпе, передвижения спиной вперед, боком приставными шагами, передвижения с выполнением упражнений для различных групп мышц, упражнения вдвоем (наклоны вперед и прогибание стоя спиной друг к другу и взявшись за руки; попеременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением в положении стоя лицом друг к другу; поднимание рук через стороны с сопротивлением; приседания; перетягивания; прыжки ноги врозь через партнера), простейшие единоборства, специальные упражнения в передвижении для сохранения дистанции между партнерами, в приемах самостраховки, комплексы упражнений в приемах боя рукой и ногой.

Примерный комплекс упражнений в приемах боя рукой и ногой

И. П — левосторонняя изготовка к бою.
1 — с шагом левой вперед— удар правой рукой прямо;
2 — с шагом правой вперед—удар левой рукой прямо;
3 — удар левой ногой вперед, правосторонняя изготовка к бою;
4 — с выпадом правой вправо — удар ребром правой ладони наотмашь (смотреть в сторону удара);
5 — скачком назад — защита подставкой предплечья левой руки вверх;
6 — с выпадом правой — удар мышечной частью кулака сверху;
7 — уйти с выпада назад в изготовку к бою — удар локтем правой руки назад;
8 — строевая стойка (или с поворотом налево правосторонняя изготовка к бою для продолжения комплекса).

Руководитель занятия должен подбирать преимущественно простые и знакомые занимающимся упражнения, что позволит избежать нецелесообразных перерывов и вовлечь в деятельность одновременно всех.

В процессе проведения подготовительной части необходимо внезапно подавать команды или сигналы, по которым занимающиеся должны выполнять заранее обусловленные действия. Это будет способствовать развитию у них ориентировки, инициативы и находчивости, совершенствованию функций внимания и быстроты в ответных действиях.

При проведении подготовительной части применяются команды и распоряжения, предусмотренные Строевым уставом и НФП. Приемы «ЛОЖИСЬ» («К БОЮ»), «ВСТАТЬ», перебежки и перелезания необходимо выполнять в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск (часть 3).

Подготовительная часть занятия имеет два направления: общеразвивающее и специальное.

Общераэвивающие упражнения должны быть разнообразными, эмоциональными и преимущественно направленными на укрепление организма занимающихся. Специальные подбираются в зависимости от содержания основной части занятия и должны целенаправленно готовить обучаемых к решению ее задач.

Таким образом, педагогическая сторона подготовительной части заключается в создании благоприятной ситуации для осуществления обучения и воспитания личного состава, а психологическая — в обеспечении оптимальной эмоциональной возбудимости занимающихся и создании психологической готовности к физической тренировке в основной части занятия.
Основная часть занятия.
Основная часть занятия.
В содержание основной части занятия включаются:
- обучение приемам и действиям рукопашного боя;
- тренировка в парных боевых упражнениях, единоборствах, схватках и комплексных упражнениях, выполняемых на полосах препятствий и на местности с естественными и искусственными препятствиями и сооружениями;
- мероприятия по психологической подготовке личного состава к действиям в рукопашном бою.

Как видно из содержания основной части, двигательная деятельность военнослужащих осуществляется по четырем главным направлениям подготовки обучаемых: технической, тактической, физической и психологической.

Техническая и тактическая подготовка проводится путем обучения приемам и действиям рукопашного боя. Развитие и совершенствование всех физических, волевых и психических качеств осуществляется во взаимосвязи через обучение.

Следует иметь в виду, что качества определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека и не могут существовать вне движений и действий, они находятся в тесной взаимосвязи с двигательными навыками.

Это необходимо учитывать в процессе обучения. Повышение разносторонней физической я психологической подготовленности обучаемых зависит от наличия в упражнениях разнообразных движений и действий, выполняемых многократно с большой физической нагрузкой в разнообразной и постепенно усложняемой обстановке, в условиях риска и опасности.

Развитие и воспитание разнообразных качеств у обучаемых достигается путем:
- использования специально подобранных упражнений и действий, в которых развиваемые или воспитываемые качества проявляются в наибольшей мере;
- методических воздействий, создающих условия для максимального проявления нужных качеств;
- определения и применения рациональных методов тренировки;
- выбора объективного критерия оценки для выявления сдвигов в развиваемых и воспитываемых качествах.

Обучение сложным в техническом и тактическом исполнении приемам рукопашного боя требует высокой концентрации внимания занимающихся. Поэтому обучение им нужно планировать в первой половине основной части, когда центральная нервная система обучаемых еще не утомлена и находится в состоянии оптимального возбуждения после подготовительной части. В тесной связи с освоением приемов следует развивать быстроту и ловкость, воспитывать инициативу и находчивость.

Во вторую половину основной части занятия (в процессе комплексной тренировки) необходимо включать упражнения для развития силы и выносливости, а также — для воспитания настойчивости и упорства, выдержки и самообладания.

Систематическое выполнение упражнений в сложной обстановке вырабатывает у занимающихся умение применять приемы и действия в разнообразных условиях, повышает эмоциональную устойчивость и в дальнейшем адаптирует обучаемых к неблагоприятным факторам, возникающим в реальном рукопашном бою.

Поэтому командир подразделения должен постоянно развивать у занимающихся понимание необходимости физической тренировки в усложненных условиях и, вместе с тем, создавать такие условия, которые обеспечили бы формирование психической устойчивости и повышение физической тренированности.

Характерная особенность занятий по рукопашному бою — повторность одних и тех же приемов, действий и движений, в результате чего могут возникнуть такие отрицательные явления, как сильные болевые ощущения в суставах, монотонность и однообразие в работе. Эти отрицательные психологические факторы влияют на качество обучения.

Однообразная скучная работа неизбежно ведет к снижению интереса к занятию, расслаблению воли и быстрому утомлению занимающихся. Смена приемов, действий и упражнений, обстановки их выполнения и методов тренировки способствует поддержанию интереса к занятию и вызывает перестройку процессов, протекающих как в центральной нервной системе, так и в организме в целом.

Важным методическим приемом повышения эффективности занятий является применение состязательного метода. Эмоциональный подъем, который возникает в результате соревновательных единоборств и схваток способствует более мощным волевым усилиям и создает благоприятные психологические условия для повышения качества и эффективности занятия.

В основной части занятий в зависимости от методической подготовленности командира, количества занимающихся, инвентаря и особенностей учебного места могут применяться две формы ее проведения: одновременная и. сменная.

Одновременная форма заключается в том, что все подразделение одновременно обучается одним и тем же приемам или действиям под руководством командира подразделения. Преимущество ее состоит в возможности дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в зависимости от их сложности. Как правило, такая форма применяется на занятиях с численно небольшим подразделением или при наличии достаточного количества инвентаря и учебных мест занятий.

Сменная форма — это когда отделения, взвода, экипажи, расчеты, группы на учебных местах в одно и то же время обучаются разным приемам или действиям. Через определенный промежуток времени (6—15 мин) по команде руководителя они меняются местами.

Методика обучения отдельным группам приемов и организация занимающихся рассматривается во 27Й части учебника. Командиру подразделения следует помнить, что почти в каждом занятии необходимо предусматривать время на повторение приемов и действий, изученных на предыдущем занятии.

С целью формирования умения применять приемы рукопашного боя на фоне утомления периодически проводятся комплексные занятия. В этом случае в содержание основной части занятий включаются ускоренное передвижение, преодоление препятствий и специальные приемы и действия на полосах препятствий, метание гранат, приемы и действия рукопашного боя. Выполнение упражнений организуется на 5—6 местах.

Это — наиболее логичный вид комплексирования средств физической подготовки, который применяется при подготовке личного состава мотострелковых, воздушно-десантных подразделений и подразделений морской пехоты. При проведении основной части занятий могут применяться обе формы: одновременная и сменная. Примерное содержание ее приводится ниже.

Примерное содержание комплексного проведения основной части занятия (на полосе препятствий для подразделений СВ и подразделений морской пехоты)

Содержание ---- Организационно-методические указания

1. И. П.— стоя у бокового борта макета БТР (противогаз в сумке). Влезть в макет БТР через боковой борт, соскочить с противоположного борта и обезоружить противника, наносящего укол штыком, взять автомат, пробежать по дорожке до 200 м к первой траншее и вернуться на И. П. ---- Упражнение выполнить 2 раза потоком. На И. П, возвращаться бегом в медленном темпе. Второй раз упражнение выполняется в противогазе. Воспитывать упорство и настойчивость

2. И. П. — стоя перед первой траншеей. Соскочить в траншею и выскочить из нее вперед, пробежать по бревну, преодолеть завал и вернуться по дорожке на И. П. ---- Упражнение выполнить 5—6 раз потоком. Последние 3—4 раза упражнения выполнять в противогазе.
Воспитывать уверенность в своих силах

3. И. П. — у завала. Взять ящик массой 40 кг, перенести его через ров и обратно, положить ящик у завала, преодолеть прыжком ров шириной 2,5 м и вернуться по дорожке на И. П. ---- Упражнение выполнять 3—4 раза в составе отделения. Переноску ящика последний раз провести, действуя в противогазе. Формировать у личного состава слаженность в коллективных действиях

4. И.П. — стоя у лабиринта. Перелезть через забор, преодолеть разрушенную лестницу, наступая на ступени, преодолеть стенку прыжком, поразить штыком группу чучел (3—4 чучела), соскочить в колодец, пройти по ходу сообщения до траншеи, метнуть по щиту последовательно три гранаты, выскочить из траншеи вперед и по дорожке вернуться на И. П. ---- Упражнение выполнять 3—4 раза потоком, последний раз — в противогазе. Прежде чем вернуться на И. П., паре военнослужащих собрать гранаты и положить их на бруствер траншеи. Формировать у обучаемых точность действий и глазомер

5. И.П. — стоя у фасада дома (сбоку у стены). Влезть в нижнее окно фасада дома, с него — в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее—на вторую, затем — на землю, метнуть гранату по траншее. Поразить три чучела уколами штыка (первое — атакой с выпадом, второе - ответной атакой после защиты отбивом от укола тренировочной палкой, третье — атакой с выпадом) и вернуться на исходное положение. ---- Упражнение выполнять 3—4 раза потоком, соблюдая меры предосторожности. Воспитывать у обучаемых смелость и решительность

6. Комплексная тренировка ---- Комплексную тренировку провести по отработанным упражнениям в составе отделений, соблюдая все меры предупреждения травматизма. Отделения поочередно обеспечивают друг другу тренировку

В конце основной части занятия проводятся рукопашные единоборства, учебные схватки и комплексная тренировка.
При проведении рукопашных единоборств и учебных схваток происходит:
При проведении рукопашных единоборств и учебных схваток происходит:
- развитие ориентировки в фактической и психологической обстановке единоборства и схваток;
- формирование умения применять изученные приемы и действия в конкретно сложившихся ситуациях;
- совершенствование ловкости и быстроты в действиях, выработка специализированных восприятий (чувства дистанции, времени, глазомера, мышечно-двигательных ощущений и т. п.); - воспитание уверенности в собственных силах.

Для решения этих задач применяются специально подобранные парные и групповые боевые упражнения. В результате исследований, проведенных нами на курсантах института, после применения в обучении парных упражнений у них совершенствовались не только навыки в приемах рукопашного боя, но и тактическое мышление, двигательная активность, физические, психические и волевые качества, необходимые для ведения рукопашных единоборств и схваток.

Рукопашные единоборства и схватки проводятся, как правило, состязательным методом по правилам, установленным командиром подразделения. Единоборства организуются в парах, а схватки — между небольшими группами военнослужащих.

Время ведения их определяет руководитель в пределах 1—2 мин, по истечении которых проводится смена партнеров по кругу. Начинаются единоборства и схватки по команде «ВПЕРЕД», прерываются и заканчиваются по команде «СТОЙ».

Победителями в бою считаются военнослужащие, нанесшие укол или удар, выбившие из рук «противника» оружие или вытеснившие его за пределы ограниченной площадки, свалившие «противника» на землю или выполнившие определенный прием, способствующий выведению его из строя. Обоюдное поражение назначается в том случае, если «противники» нанесли одновременно друг другу уколы или за время, отведенное для боя, не одержали победы.

Единоборства и схватки проводятся на макетах оружия, а иногда применяются и защитные средства (фехтовальные маски, рукавицы, ватные куртки, бандажи металлические и др.). Они организуются попарно, в виде поточного выполнения приемов и действий на четырех-пяти учебных точках.
При проведении рукопашных единоборств применяется двухсторонний групповой метод организации обучаемых.

Простейшими видами единоборства могут быть следующие:
- выталкивание «противника» из площади или сваливание его броском или другим приемом;
- захват «противника» в процессе борьбы на болевой прием и удержание его;
- «бой» невооруженного с вооруженным «противником»;
- «бой» на макетах карабинов с мягким наконечником.

При поточном выполнении приемов и действий занимающиеся продвигаются на увеличенных дистанциях и выполняют на военнослужащих, заранее расставленных на точках, обусловленные и полуобусловленные действия или кратковременные -единоборства. При проведении на точках единоборств нужно назначать посредников, которые должны следить за соблюдением установленных правил и не затягивать время.

Групповые действия в рукопашных схватках тесно связаны с индивидуальными, но имеют свои особенности. Поэтому командир подразделения при организации схваток должен попеременно распределять роли между отдельными военнослужащими и разбирать их действия в каждой конкретной ситуации.

При обучении тактике защиты от нападения на одного нескольких противников руководителю занятий необходимо формировать у занимающихся умение оценивать ситуацию, маневрировать и маскировать свои действия и намерения.

Проведение рукопашных единоборств и групповых схваток в занятии требует заблаговременной подготовки к ним командира подразделения и проявления творческой выдумки. Особое внимание при этом следует уделять психологическому закаливанию личного состава.

Методическими приемами, наиболее значимыми для его осуществления, являются:
- постоянное увеличение темпа выполнения парных и групповых боевых упражнений, проведение единоборств с партнерами, различными по весу, росту, силе, подготовленности и т. п.;

- постановка задач для самостоятельного выбора действий из нескольких возможных вариантов;

создание ситуаций, предполагающих немедленный переход к смелым, самостоятельным и активным действиям, требующим четкого взаимодействия обучаемых, взаимопонимания, взаимовыручки, проявления товарищества и солидарности;

- проведение состязательных единоборств и схваток с активным сопротивлением партнеров, в которых они стремились бы переносить чувство боли, усталости и т. п. (при соблюдении мер безопасности).
Основные задачи комплексной тренировки:
Основные задачи комплексной тренировки:
- формирование умения применять изученные приемы в условиях, приближенных к действиям военнослужащих в атаке опорного пункта противника;

- развитие и совершенствование ловкости, быстроты в действиях, силы и выносливости;

- воспитание смелости и решительности, инициативы и находчивости, уверенности в собственных силах;

- формирование способности вести рукопашную схватку с противником.

Комплексная тренировка характерна для занятий в мотострелковых подразделениях, подразделениях морской пехоты и проводится в виде выполнения комплексных упражнений на полосах препятствий или на местности. В ее содержание включаются передвижение различными способами, действия с оружием в траншеях и сооружениях, преодоление разнообразных препятствий, метание гранат в сочетании с поражением отдельных групп чучел уколами штыком, ударами прикладом, с выполнением защитно-ответных действий.

На первых занятиях обстановка создается несложной, в последующем количество преодолеваемых
препятствий и дистанции увеличиваются, а расстановка чучел усложняется. Порядок действий военнослужащих с тренировочными палками определяет руководитель занятий, в дальнейшем они действуют самостоятельно, сопровождая свое нападение на занимающихся угрожающими криками, обманными движениями. В целях развития быстроты ориентировки и находчивости командир подразделения подает внезапно команды, сигналы или организует показ мишеней, по которым занимающиеся должны метнуть гранату или обозначить стрельбу из автомата навскидку.

Для решения задач психологической подготовки, особенно психологического закаливания личного состава, периодически следует проводить комплексную тренировку с применением имитационных средств. Ее целесообразно организовывать после того, как на занятиях по ОМП военнослужащими будут усвоены способы тушения огня на обмундировании, пожара с помощью штатных и подручных средств, оказания взаимопомощи товарищам.

С этой целью необходимо дооборудовать полосу препятствий. Для горючей смеси изготавливаются желоба (полосы жести шириной 10—12 см, согнутые вдоль так, чтобы угол между сторонами был равен 90°).- Они с помощью кронштейнов крепятся к препятствиям. В них помещается пакля, пропитанная горючей смесью. Вдоль полосы препятствий и прямо на ней на одном уровне с землей закапываются емкости для огнесмеси (небольшие ведра или банки из жести), закрывающиеся решетками.

Полоса препятствий может быть электрифицирована для быстрого поджога огнесмеси. Электросеть закладывается в землю на глубину 15—25 см, а в местах установки емкостей с зажигательной смесью и имитационных патронов делаются выходы через металлические трубки.
Управление имитацией в этом случае осуществляется с пульта.

Выполнение упражнений должно сопровождаться различными «боевыми звуками», для чего вдоль полосы на опорах устанавливаются громкоговорители, через которые транслируется запись боя. Наряду с этим сооружаются «засады» для имитационной команды,, а также -места для пожарной команды, медицинского персонала и постов оцепления.

Рядом с полосой препятствий оборудуются установки средств пожаротушения: щиты, ящики с песком, лопаты, багры и т. п.

Подготовка к проведению комплексной тренировки начинается заблаговременно и включает:
- разработку плана проведения комплексной тренировки и утверждение его у командира части;
- разработку инструкции по мерам безопасности и изучение ее с личным составом и др.; - определение необходимых материальных и имитационных средств; - подготовку имитационной команды.

Командир подразделения при разработке плана намечает содержание и порядок выполнения комплексного упражнения, программу имитации, действия имитационной команды, порядок выполнения имитационной программы, а также определяет сигналы, способы действий и др.

Готовясь к занятиям, руководитель изучает соответствующую литературу и инструкции по правилам обращения с имитационными и зажигательными средствами. Разрабатывает инструкцию по мерам безопасности, в которой предусматривает мероприятия при подготовке полосы препятствий к занятиям, в процессе проведения комплексной тренировки и по ликвидации последствий очагов пожара и имитационных средств.

Рассчитывает материальные и имитационные средства, а также потребное количество огнесмеси, подает заявки и организует получение.
Для проведения комплексной тренировки с мотострелковой ротой необходимо примерно следующее количество средств: горючей смеси — 10 —15 л, дымовых шашек — 4 —5 штук, холостых патронов — 60 — 120 штук; взрывпакетов — 8 —10 штук; осветительных патронов — 1— 2 штуки, дров или хвороста — 0,1 — 0,15 м³, ветоши—1— 2 кг.

Имитационная команда должна состоять из двух подгрупп под руководством сержантов. Основная задача первой подгруппы — подготовка полосы препятствий к комплексной тренировке, создание очагов пожара и соответствующей имитации. Задача второй подгруппы заключается в том, чтобы она, действуя за «противника» с макетами оружия или тренировочными палками, должна внезапно совершать нападение на обучаемых, выполняющих комплексное упражнение.

Во время инструктажа командир объясняет им задачи, знакомит с содержанием комплексной тренировки, производит расчет, разъясняет обязанности, указывает места и способы действий, устанавливает, сигналы. Накануне проведения инструктажа командир подразделения с имитационной командой организует изучение инструкции по мерам безопасности, а во время инструктажа руководитель занятия принимает зачет.

К занятию, как правило, привлекается личный состав одной роты. Перед проведением комплексной тренировки командиры подразделений напоминают личному составу меры безопасности, правила и способы оказания взаимопомощи, производят пожарный расчет. Запугивать занимающихся запрещается.

По сигналу или команде руководителя занятий производится поджог огнесмеси и создается имитация огневого воздействия «противника» стрельбой холостыми патронами, подрывом взрывпакетов, трансляции звукозаписи боя.

Взвода (отделения) поочередно приступают к выполнению комплексного упражнения. Как правило, упражнение выполняется потоком, при этом старт делается парами (через 5—6 с) или группами в составе отделений, расчетов, экипажей (через 8—10 с) на два направления полосы. Временные нормативы устанавливать нецелесообразно.

Упражнение считается выполненным, если военнослужащий преодолел все препятствия, произвел все действия рукопашного боя и не получил поражения огнем. Если в процессе упражнения допущено поражение военнослужащего огнем, выполнение его прекращается, а действия занимающегося оцениваются неудовлетворительно. Пораженному оказывается помощь в тушении огня.

В заключение руководитель занятия организует ликвидацию последствий применения огня на полосе препятствий, принимает доклад старшего имитационной команды о расходе огнесмеси и имитационных средств и подводит итоги.

В процессе подготовки полосы препятствий к действию и при проведении комплексной тренировки запрещается:
- вскрывать емкости с огнесмесью без разрешения командира подразделения и предметами, вызывающими искру, подключать к пульту подрыва фугасов источник тока, включать пульт без команды;
- разливать огнесмесь вне площадок, оборудованных средствами пожаротушения;
- сжигать огнесмесь, ветошь и другие предметы ближе 50 м от места хранения зажигательных и взрывных веществ;
- разводить огонь и курить на полосе в момент ее подготовки к действию;
- оставлять на полосе препятствий неиспользованные имитационные средства и огнесмесь;
- проводить работы по подготовке полосы к действию и комплексную тренировку в отсутствии медицинского персонала.

Возможны и другие варианты проведения комплексной тренировки, но главное в ней должно быть не в огне и шумах, а в умении создать такую обстановку, чтобы, с одной стороны, она была поучительной для личного состава, а с другой — требовала максимального напряжения моральных и физических сил военнослужащих.

Учет проведения таких комплексных тренировок должен проводиться в журнале боевой подготовки.

Заключительная часть.
В этой части занятия командир подразделения должен стремиться привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. С этой целью постепенно снижается нагрузка, проводится бег в медленном темпе, ходьба и выполняются 2—3 упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.

Далее командир дает указания собрать инвентарь и, построив подразделение, подводит итоги занятия; оценивает решение поставленных задач, отмечает военнослужащих, которые их успешно выполнили и не выполнили, стимулирует достижения обучаемых. В заключение командир подразделения ориентирует личный состав на последующие занятия.
Особенности проведения учебно-тренировочных занятий на различных этапах подготовки
На первом этапе подготовки военнослужащих к рукопашному бою в подготовительную часть занятия, наряду с общеразвивающими включаются упражнения в выполнении изготовок к бою, комплексы приемов и действий на 3 счетов, передвижения и подготавливающие (подводящие) упражнения для освоения приемов из основной части занятия.

В основной части военнослужащие в первую очередь обучаются приемам боя с оружием, а затем — без оружия, в конце ее, как правило, проводится тренировка потоком, а затем — простейшие варианты комплексной тренировки. При обучении приемам боя без оружия организуются единоборства в виде простых парных боевых упражнений на обусловленные действия.

На втором этапе в подготовительную часть преимущественно включаются подготавливающие (подводящие) упражнения, комплексы приемов на 8 и 16 счетов и простейшие единоборства; в основной части занятий обучаемые осваивают парные упражнения на обусловленные и полуобусловленные действия, в конце ее проводятся единоборства и вольные бои состязательным методом (периодически основная часть занятий может проводиться комплексно).

На третьем этапе подготовки учебно-тренировочные занятия проводятся на тактических полях и городках, в караульном городке и т. п., обучение продолжается в процессе занятий по тактической и специальной подготовке (особенности методики таких занятий рассматриваются ниже).
Проведение занятий на тактических полях
«Успешное формирование соответствующих психологических качеств дает наибольший эффект в том случае, если обучение проводится в условиях, приближенных к боевой действительности. Этим условиям лучше всего отвечает полевая выучка войск, и прежде всего тактические учения, боевые стрельбы, практические тренировки на специально оборудованных учебных полях, а также физические тренировки, проводимые в полевых условиях». Поэтому командирам подразделений необходимо периодически проводить занятия на тактических полях и в городках.

Основной задачей таких занятий является формирование умения у военнослужащих передвигаться на разнообразной местности, преодолевать естественные и искусственные препятствия и сооружения, метать гранаты и уничтожать противника в рукопашном бою, а также воспитание морально-волевых качеств в обстановке, приближенной к боевой.

Содержание занятий в значительной степени определяется характером местности, препятствий, заграждений и сооружений. Вместе с тренировкой военнослужащих на этих занятиях осуществляется и обучение их способам преодоления препятствий и действиям в ближнем бою в опорных пунктах противника.

В процессе занятия метание гранат производится из-за изгибов траншей, по амбразурам оборонительных сооружений, окнам и проломам строений из различных положений, а приемы рукопашного боя — в виде тактических действий по уничтожению противника в траншеях, ходах сообщения, внутри блиндажей, строений и т. п. Тактические поля и городки могут дооборудоваться целями для метания гранат, чучелами для уколов, ударов и различными переносными препятствиями.

Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. М.: Воениздат, 1972. С. 5 — в.

Для проведения занятий необходимо выбирать различную местность, но при этом учитывать характер предстоящей учебно-боевой деятельности подразделения. В этом случае занятия в полном объеме будут решать задачи непосредственной психологической подготовки подразделений и военнослужащих, формируя у них психологическую готовность к действиям в ближнем бою.

Занятия на тактическом поле с препятствиями и сооружениями, характерными для опорного пункта обороны, включают:
преодоление траншей и противотанковых рвов, ручьев и оврагов (по бревнам), проволочных заграждений;
метание гранат и рукопашный бой в траншеях и ходах сообщения;
скрытное подползание к доту и метание гранат в амбразуры;
выскакивание и стремительный бег к доту с поражением чучел штыком, прикладом, ножом и т. п.

Содержанием комплексной тренировки в' этом случае является: передвижение бегом в среднем темпе на 1—1,5 км с преодолением препятствий и заграждений, метанием гранат и ведением рукопашного боя среди инженерных сооружений опорного пункта «противника».

Подготовительная часть проводится повзводно и включает ускоренное передвижение подразделения к местах занятий по дорогам, тропам. По пути движения подразделения развертываются в предбоевой и боевой порядки, проводят перебежки, преодолевают несложные естественные препятствия, меняют направления движения в боевом или предбоевом порядке, перестраиваются из цепи в линию отделений и в колонну по одному (по три) и т. п.

Основная часть занятия проводится по рубежам, расположенным на участке местности протяженностью 1—1,5 км (рис. 4). Обычно создается 3—4 рубежа, на которых военнослужащие тренируются в составе подразделений. Переход от одного к другому осуществляется последовательно бегом в среднем темпе с попутным преодолением встречающихся препятствий. Действия осуществляются с ходу, однако при неправильных действиях подразделения возвращаются и повторяют их снова. Переход к следующему рубежу производится тогда, когда занимающиеся уже будут действовать четко и быстро.

Примерными рубежами могут быть:
1) тренировка в метании гранат по амбразурам и траншее с последующим движением в атаку первой траншеи и проведением рукопашного боя около траншей, в траншеях, ходах сообщения и т. п.;
2) преодоление проволочных заграждений с последующим метанием гранат и атакой первой траншеи;
3) обучение способам и действиям при преодолении ручьев и обрывов и т. д.

На рубежах занимающиеся действуют в цепи (в разомкнутом строю) на дистанциях и интервалах, обеспечивающих безопасность движения, особенно при метании гранат. Для разыгрывания рукопашных схваток назначается группа военнослужащих, действующих за «противника», вооруженных тренировочными палками, с переносными чучелами (сноп хвороста или солома на палке длиной 2—2,5 м). В районе траншеи и ходов сообщения расставляются чучела для уколов и ударов. Переходить от одного рубежа к другому целесообразно в направлении к старту комплексной тренировки (исходному положению).

Комплексная тренировка проводится, как правило, в составе подразделения. На исходном рубеже командир объясняет содержание комплексной тренировки, дает указания о порядке движения, преодоления препятствий, оказания взаимопомощи, метания гранат (с соблюдением мер безопасности), рукопашных схваток и т. п.

Подразделение по команде начинает движение в среднем темпе одновременно или по отделениям (взводам) в цепи с интервалом 1—2 мин.

За препятствиями, в траншеях и ходах сообщения располагаются заранее проинструктированные военнослужащие, действующие за «противника» с мишенями, чучелами, тренировочными палками и средствами имитации.

В момент приближения подразделения они внезапно поднимают мишени для обозначения стрельбы навскидку и метания гранат, выставляют чучела для поражения штыком и прикладом, нападают с тренировочными палками и применяют средства имитации (холостые патроны, взрыв-пакеты, дымовые шашки и т. п.).

Руководитель занятия оценивает выполнение занимающимися поставленной задачи. При неправильных и несвоевременных действиях он может возвратить отделение (взвод) на исходное положение и начать комплексную тренировку заново. Скорость передвижения и быстрота выполнения всех действий должны превышать скорость передвижения подразделений, требующуюся для тактических учений (занятий).

Заключительная часть проводится после преодоления последнего рубежа, который был намечен в комплексной тренировке. Военнослужащие выполняют упражнения для нормализации дыхания, а затем по указанию командира подразделения производят сбор инвентаря, который был использован на занятии. При подведении итогов занятия командир разбирает и оценивает действия подразделения (отделений) и военнослужащих. Заканчивая занятие, следует проверить наличие оружия, снаряжения и инвентаря.

Занятия в тактическом городке с сооружениями, характерными для населенного пункта, также состоят из трех частей.

Подготовительная часть занятия проводится между домами и строениями и включает ходьбу и бег с частыми изменениями направлений движения и ускорения от дома к дому, бег с преодолением разрушенных фундаментов, низких стен, куч камней, палисадников и т. п. Во время передвижений внезапно подаются команды для выполнения изготовки к бою и стрельбы навскидку.

Основная часть занятия проводится по отделениям между домами и внутри них. В нее входят перелезания через каменные заборы, стены, влезания в окна самостоятельно и с помощью товарищей и подручных средств, передвижения по балкам и межэтажным перекрытиям,, прыжки в глубину, передвижения по разрушенным лестницам и узким проходам, по крыше, метание гранат в окна и проломы, из-за укрытий (стен и углов домов), с предварительным подползанием, по внезапно появляющимся целям, рукопашные схватки внутри домов, строений и т. п.

Комплексная тренировка организуется в составе подразделений и включает поточное выполнение упражнений по одному, парами, группами и отделениями. Ее содержание составляют продвижение к объекту атаки перебежками от дома к дому с преодолением препятствий, скрытное подползание к строениям и домам, метание гранат, стремительный бег и проникновение в дома через окна, двери и проломы, рукопашные схватки с оружием и без оружия. Очень эффективно применение имитационных средств.
Проведение занятий в караульном городке
В соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной службы часовой на посту при необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта должен смело действовать штыком и прикладом.

Данное положение Устава определяет содержание занятий: уколы штыком и тычки стволом, удары прикладом, защиты автоматом, освобождения от захвата автомата противником и удары ножом.

Перед заступлением подразделения в караул командир в соответствии с Уставом проводит в караульном городке занятие по подготовке личного состава к конкретным условиям боевой деятельности часовых на посту. Для этого па месте занятий необходимо иметь чучела (стационарные и передвижные) для уколов штыком, ударов стволом и ножом, тренировочные палки с малым и большим шаром, макеты автоматов и другой инвентарь.

В начале занятия командир подразделения (роты, батареи) разбирает особенности действий часовых на посту в случаях проникновения нарушителя или при его нападении на часового, демонстрирует действия в различных ситуациях и способы задержания или уничтожения нарушителя, затем разводит состав караула по постам.

Под руководством помощника начальника караула и разводящих производится тренировка в действиях. Караульные совершенствуют уколы штыком и удары прикладом, защиты подставкой автомата в сочетании с ответными действиями, удары ножом.

В заключение отрабатываются освобождение автомата от захвата противником и действия в других ситуациях, при которых возможно нападение нарушителя.

Систематическое проведение таких занятий способствует поддержанию готовности военнослужащих срочной службы для действий в рукопашной схватке с противником.
Физическая нагрузка и плотность учебно-тренировочного занятия
Важными показателями качества учебно-тренировочных занятий являются физическая нагрузка, испытываемая обучаемыми, и их плотность.

Под физической нагрузкой понимается степень острого и суммарного воздействия выполняемых приемов, действий и упражнений на организм занимающихся. На учебно-тренировочных занятиях по подготовке военнослужащих к рукопашному бою она зависит от выполняемых приемов (с оружием или без оружия), внешней среды (на площадке, в зале, на тактическом поле или другой местности), соотношения интенсивности и объема упражнений с продолжительностью и формой отдыха между ними.

Многочисленными исследованиями доказано, что в тренировочных занятиях под нагрузкой понимается также нервное напряжение, связанное с двигательной активностью обучаемого и определяемое величиной воздействия на организм.

Интенсивность упражнений в приемах и действиях рукопашного боя характеризуется степенью напряженности движений, входящих в их содержание, и обусловливается следующими показателями:
- исходным положением;
- координационной сложностью приемов и действий;
- массой, ростом и силой «противника»;
- степенью мышечного напряжения занимающихся, необходимого для достижения наибольшего двигательного эффекта.

Объем упражнений определяется количественной мерой выполняемых приемов и действий, т. е. зависит от количества повторений одного и того же приема или количества выполняемых приемов, действий и упражнений. Интенсивность нагрузки характеризуется количеством работы (объемом), выполняемой в единицу времени.

Различают два вида интенсивности:
относительную (интенсивность тренировочных упражнений) и абсолютную (интенсивность соревновательных упражнений).

Относительная интенсивность измеряется в процентах к абсолютной.
Например, при выполнении комплексного контрольного упражнения в приемах боя с автоматом на единой полосе препятствий (см. гл. 9), проводимом в виде соревнований во время государственных экзаменов в Военном институте физической культуры частота сердечных сокращений (ЧСС) у выпускников достигала 170 уд/мин, а в соревнованиях на первенство института по рукопашному бою в групповых схватках —160 уд/мин.
Эти показатели и будут характеризовать абсолютную интенсивность в выполнении соревновательных упражнений рукопашного боя.
Тренировочные же показатели в этих упражнениях, проводимых накануне госэкзаменов и соревнований, достигали 88% (150 уд/мин) и 82 /о (140 уд/мин) соответственно. Эти процентные величины будут показателями относительной интенсивности.

Для удобства определения интенсивности нагрузки в занятии по рукопашному бою разработана примерная оценочная шкала интенсивности тренировочных упражнений (табл. 3).
В. С. Келлером и Л. В. Сайчуком для оценки критерия интенсивности нагрузки учебно-тренировочного занятия"

Примерная оценочная шкала интенсивности нагрузок тренировочных упражнений, применяемых в учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою

Группа упражнений //// Упражнения //// Относительная интенсивность,%

1-я Соревновательные единоборства и схватки, соревнования в выполнении комплексного контрольного упражнения в приемах боя автоматом на единой полосе препятствий, действия в составе отделения (взвода) при атаках опорных пунктов «противника» и др. //// 90—100

2-я Тренировочные единоборства и схватки в средствах защиты, тренировочные комплексные упражнения, действия в засадах, выполнение комплекса приемов и действий с автоматом на 16 счетов и др. //// 80—90

3-я Парные боевые упражнения на необусловленные действия, поточное выполнение приемов и действий, комплексы приемов и действий на 16 счетов и др. //// 70—80

4-я Парные боевые упражнения на обусловленные и полуобусловленные действия, тренировка в выполнении отдельных приемов и действий, комплексы приемов и действий на 8 счетов и др. //// 55—70

5-я Разучивание приемов и действий, упражнения на мишенях, чучелах, упражнения в приемах самостраховки, во взаимном передвижении, специальные подготавливающие упражнения //// 45-55

Для определения интенсивности нагрузки учебно-тренировочного занятия по приведенной формуле необходимо:
- провести хронометраж выполняемых упражнений, и по таблице 3 определить относительную их интенсивность в %; - подставить в формулу значения относительной интенсивности, упражнения и время его выполнения.

Например, если: в подготовительной части учебно-тренировочного занятия военнослужащие в течение 6 мин выполняли специальные упражнения и приемы самостраховки, то необходимо 45% (см. табл. 3 — 5-я группа упражнений) умножить на 6; в основной в течение 18 мин обучались болевым приемам (55%Х18), в течение 6 мин проводилась тренировка в них (65%Х6) и 3 раза по 1 мин — тренировка в приемах потоком (70% ХЗ), то:

Таким образом, интенсивность нагрузки в занятии равна 56,4%.
Проведенные в институте исследования выявили, что показатель более 70% определяет высокую интенсивность занятия, 55—70%—среднюю и менее 55%—низкую.

Другим качественным показателем учебно-тренировочного занятия по рукопашному бою является его плотность, т. е. фактический объем упражнений. В педагогической практике физической подготовки различают моторную и общую плотность занятий.

Моторная плотность представляет собой отношение времени, затраченного только на выполнение приемов, действий и упражнений ко всему времени занятия (в целом или его отдельных частей).

Общая плотность — это отношение времени, использованного педагогически целесообразно (а именно: на показ и объяснение руководителя занятий, его указания, команды для перестроений, выполнение приемов, действий и на отдых между ними) ко всему времени занятия.
Плотность занятия должна быть оптимальной, и руководителю необходимо сочетать физическую нагрузку с отдыхом, а тренировочный эффект — с решением образовательных и воспитательных задач.

Плотность определяется путем хронометрирования и выражается в процентах. Например: в вышеприведенных примерах на занятии продолжительностью 50 мин военнослужащий выполнял упражнения 33 мин. Следовательно, моторная плотность занятия будет:

(33: 50) • 100% = 66%

Высокую моторную плотность при проведении занятий определяет показатель — более 70%, среднюю — 50—70%, низкую — менее 50%.

На величину физической нагрузки также влияют продолжительность и форма организации отдыха занимающихся. Их изменение обеспечивают, с одной стороны, развитие военнослужащих, т. е. совершенствование их физических и специальных качеств, укрепление, здоровья и улучшение антропометрических показателей, а с другой — успешность овладения техникой приемов.

По продолжительности отдых бывает сокращенный, неполный и полный:
сокращенный — когда последующие упражнения проводятся на фоне утомления, сохранившегося от предыдущих упражнений, действий;
неполный — когда проходит утомление от предыдущих упражнений, но сохраняются следы их положительного влияния;
полный — когда ликвидируются последствия выполнения предыдущих упражнений.

По форме организации отдых может быть пассивным (сидя, стоя, лежа), активным (для ускорения восстановления работоспособности применяются специальные упражнения и движения) и смешанным.

В заключение следует отметить, что физическая нагрузка, интенсивность и плотность занятия должны соответствовать задачам и этапу обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.

Повышение физической нагрузки, интенсивности и плотности достигаются:
- сокращением времени на перестроения;
- краткостью и ясностью объяснений;
- увеличением количества повторений и быстроты выполнения приемов и действий; - регулированием отдыха;
- выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком;
- преимущественным включением в занятия упражнений из более высоких групп по интенсивности нагрузок;
- применением круговой тренировки и соревновательного метода;
- целесообразным использованием чучел, мишеней, тренажеров, оборудования и инвентаря.
Предупреждение травматических повреждений
Активная двигательная деятельность занимающихся в процессе практических занятий связана с возможностью получения тяжелых телесных, психических и функциональных повреждений.
Это требует внимания руководителей занятий к профилактике травматических повреждений.

Основными причинами травм являются:
- неправильное проведение учебно-тренировочных занятий и нарушение методики обучения приемам и действиям;
- неподготовленность мест занятий и инвентаря; - низкая воинская дисциплина.

Кроме того, причинами травм бывают:
- плохая осведомленность руководителя занятий о функциональном состоянии организма занимающихся, об их индивидуальных особенностях, физической и практической подготовленности;
- преждевременный допуск к занятиям лиц, перенесших какие-либо заболевания или имевших травмы;
- участие в занятиях больных военнослужащих и находящихся в состоянии переутомления, перенапряжения, переохлаждения и т. д.

Строгое соблюдение мер безопасности на занятиях должно быть направлено на предупреждение и исключение травматических повреждений и несчастных случаев, а не преследовать отказ, от опасных и рискованных действий.

Осуществление мер безопасности достигается:
- четкой организацией и методикой проведения занятий;
- высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов и правил предупреждения травматизма;
- своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
- изучением занимающимися мер безопасности, обучением их приемам страховки и самостраховки;
- систематическим и строгим контролем за соблюдением установленных, правил и мер безопасности со стороны руководителя занятий.

Предупреждение травматических повреждений обеспечивается:
- соблюдением установленной последовательности выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальных интервалов и дистанций между занимающимися при выполнении приемов боя автоматом в движении;
- правильным применением приемов страховки и самостраховки;
- применением ножей (штыков) с надетыми на них ножнами или макетов ножей, пехотных лопат, автоматов (карабинов);
- обозначением ударов рукой и ногой по партнеру;
- проведением болевых приемов и бросков с поддержкой партнера за руку и выполнением их от середины ковра (ямы с песком) к краю;
- плавным вырыванием оружия, выкручиванием, рук, проведением болевых приемов, удушения и обезоруживания без применения большой силы;
- применением в отдельных случаях защитных приспособлений (щитков, рукавиц, масок и др.); - строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

По сигналу партнера голосом «ЕСТЬ» выполнение приема немедленно прекращается. Лучшим способом борьбы с травмами является их предупреждение.
Позвонить тренеру +7(925)882-21-21