РУКОПАШНЫЙ БОЙ КЛУБ "ВИТЯЗЬ"
Оставьте свой номер, мы свяжемся с вами в ближайшее время
должен начинаться на +7
возраст того, кто будет заниматься
Заказать звонок
Звоните! +79258822121
Качество подготовки военнослужащих к рукопашному бою во многом зависит от педагогического мастерства командиров, руководителей занятий, которое формируется в военно-учебных заведениях главным образом при обучении, а в воинской части — в, процессе практической работы с личным составом. Педагогически организованными видами подготовки руководителей занятий являются инструкторскометодические и показные занятия, учебные сборы и семинары по подготовке инструкторов рукопашного боя.
8.1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТОРСКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (ИМЗ)

Инструкторско-методические занятия, наряду с теоретическими, показными, учебно-методическими, инструктажами, самостоятельной подготовкой офицеров, служат основной формой улучшения качества подготовки руководителей к предстоящим занятиям, а следовательно, и улучшения физической подготовленности личного состава.

В НФП-87 указывается, что ИМЗ проводятся в целях повышения знаний, совершенствования умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по физической подготовке. Поэтому одна из основных служебных обязанностей начальника физической подготовки и спорта воинской части (начальника кафедры физической подготовки и спорта ввуза),— регулярное проведение инструкторско-методических занятий с командирами подразделений (преподавателями физической подготовки).

Инструкторско-методические занятия продолжительностью 2 часа организуются в соединении или воинской части — с командирами батальонов, рот и их заместителями; в батальоне или роте и соответствующих им подразделениях — с командирами взводов, их заместителями и командирами отделений, в период, предшествующий проведению практических занятий в подразделениях.

В процессе сборов и занятий по планам командирской подготовки ИМЗ - могут организовываться отдельно с командирами рот и взводов в масштабе части. С офицерами их проводит начальник физической подготовки и спорта части, а с сержантами — командиры рот.

Особенность содержания ИМЗ с сержантами — это разбор методики обучения отдельным приемам рукопашного боя с одновременным совершенствованием в технике выполнения этих приемов.

Основные задачи инструкторско-методических занятий по «Рукопашному бою» заключаются в следующем:
- повысить теоретическую подготовленность руководителей практических занятий, ознакомить их с передовым опытом проведения занятий по «Рукопашному бою»;
- совершенствовать навыки в организации и методике проведения практических занятий по «Рукопашному бою»;
- научить командиров подразделений (сержантов, старшин) правильно обучать личный состав приемам рукопашного боя, методике физической тренировки и воспитания волевых качеств;
- проверить и улучшить практическую подготовку офицеров (сержантов, старшин) по технике приемов рукопашного боя.

Указанные задачи, как правило, решаются на каждом занятии в равной степени, но в зависимости от обстоятельств на отдельных занятиях та или иная задача может выступать в качестве главной.
Инструкторско-методические занятия в отличие от практических имеют более свободную форму организации. Широкий диапазон вопросов и их разнообразие требуют определенной самостоятельности руководителя. Однако большинство из них, как правило, проводятся по следующему плану.

В подготовительной части занятия (5 мин) объявляются задачи занятия, проверяется готовность к нему.

Основная часть (85 мин) включает:
1. Уточнение содержания предстоящих учебно-тренировочных занятий в подразделениях.
2. Разбор содержания и уяснение особенностей методики проведения подготовительной части занятий по «Рукопашному бою».
3. Разбор методики обучения отдельным группам приемов рукопашного боя с одновременной практической их отработкой, практика командиров подразделений в обучении отдельным приемам.
4. Уточнение задач, содержания и методики проведения единоборств, схваток, комплексной тренировки и практика командиров.
5. Указания по подготовке к проведению предстоящих занятий, по проверке и оценке подготовленности военнослужащих в выполнении приемов рукопашного боя.

В заключительной части (10 мин) подводятся итоги занятия.
Приведенный план в какой-то мере является типовым и приемлемым для большинства занятий. Однако при необходимости количество вопросов может изменяться.

На основе анализа методической и практической подготовленности руководителей занятий, учета качества проведения практических занятий по другим разделам физической подготовки начальник физической подготовки и спорта части намечает тот материал, на котором он должен сосредоточить внимание в ходе занятий, и распределяет время по учебным вопросам.

Ниже приводится примерная методика отработки учебных вопросов инструкторско-методического занятия.

Уточнение содержания предстоящих практических занятий в подразделениях. Начальник физической подготовки и спорта части в форме беседы доводит до сведения офицеров количество учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою в периоде обучения, поурочный план, требования командования и программу по физической подготовке.

Разбор содержания и уяснение особенностей методики проведения подготовительной части занятия по «Рукопашному бою». Путем опроса офицеров начальник физической подготовки и спорта уточняет задачи, содержание и методику проведения подготовительной части занятия. После этого по одному из вариантов сам проводит подготовительную часть, а затем организует методическую практику офицеров, поручая двум-трем офицерам провести ее.

Для разбора методической практики проводящих привлекаются офицеры, которые присутствуют на занятиях. В процессе разбора уточняются: в какой степени решены поставленные задачи (правильно ли подобраны общеразвивающие и специальные упражнения и их дозировка; методика проведения их; какие способы применялись для регулирования эмоционального состояния занимающихся; давались ли методические указания по ходу выполнения упражнений), организаторские и методические способности проводящих. В заключение начальник физической подготовки и спорта объявляет оценки за проведение подготовительной части занятия.

Разбор методики обучения отдельным группам приемов рукопашного боя с одновременной практической их отработкой, практика командиров подразделений в обучении отдельным приемам. Вначале руководитель занятия путем опроса офицеров (сержантов) разбирает методику обучения отдельным приемам с акцентом на содержании этапов и методике их отработки.

Затем практически обучает офицеров одному из приемов и объясняет особенности обучения приемам из данной группы, например, болевым приемам или приемам боя с оружием. Начальник физической подготовки и спорта при этом обращает внимание на правильное техническое выполнение офицерами приема, исправляет ошибки.

Затем он организует методическую практику офицеров в обучении приемам: назначает 2—3 приема из различных групп, объясняет особенности методики обучения, рассчитывает офицеров на тройки или пятерки и дает задание на методическую практику.

При этом первым номерам из тройки (пятерки) следует провести ознакомление с приемом, вторым — разучивание, третьим — тренировку в приеме. После выполнения задания очередной номер проводит краткий разбор. Далее в таком же порядке проводится практика обучения другим приемам.

Преимущество такой организации методической практики офицеров перед другими формами состоит в том, что в процессе одного занятия имеется возможность охватить всех присутствующих на занятии и повысить их активность в совершенствовании методических навыков. После этого под руководством начальника физической подготовки и спорта офицеры практически совершенствуются в приемах рукопашного боя.

В заключение начальник физической подготовки и спорта проводит разбор методической практики в обучении отдельным приемам, практической подготовленности офицеров и объявляет оценки. В таком же порядке разбирается вопрос и с сержантами.

Уточнение задач, содержания и методики проведения единоборств, схваток и комплексной тренировки, методическая практика офицеров. Начальник физической подготовки и спорта уточняет содержание тренировки, ее организацию и методику проведения.

Особое внимание при этом наряду с совершенствованием техники приемов он уделяет методике развития физических и волевых качеств, что достигается умелым применением состязательного метода, проведением единоборств, схваток между отдельными военнослужащими, группами, отделениями, командами.

Разобрав поставленные вопросы, руководитель занятия по одному из вариантов сам практически проводит комплексную тренировку, затем организует методическую практику офицеров, для чего назначает одного -двух из них, которым поручает провести тренировку по другому варианту.

По окончании методической практики руководитель занятия делает краткий разбор, в котором указывает, как решены поставленные задачи, анализирует содержание тренировки и методику ее проведения, оценивает действия офицеров, личное поведение, их умение управлять подразделением и побуждать к активным действиям.
В заключение объявляет оценку за методическую практику.

Указания по подготовке к проведению предстоящих занятий, по проверке и оценке подготовленности военнослужащих в выполнении приемов рукопашного боя. Начальник физической подготовки и спорта должен: дать указания по личной подготовке офицеров к проведению практических занятий, методике проведения инструктажей с командирами отделений и подготовке материального обеспечения занятий; обратить внимание на содержание и сроки проверки подготовленности военнослужащих по овладению техникой приемов рукопашного боя; раскрыть требования НФП по определению индивидуальной' оценки и подразделений; указать время представления результатов проверки.

В заключение начальник физической подготовки и спорта воинской части подводит итоги занятий, где особое внимание обращает на личную готовность офицеров к проведению в подразделениях предстоящих занятий.

Успешность инструкторско-методического занятия зависит от педагогического опыта и подготовленности начальника физической подготовки и спорта к конкретному занятию. Он должен продумать его содержание и организацию, методы и методические приемы, которые будут применяться в ходе занятия, материальное обеспечение, составить план-конспект и утвердить его у командира воинской части, подготовить себя практически к демонстрации приемов рукопашного боя.

Перед составлением плана-конспекта (см. ниже) начальник физической подготовки и спорта должен изучить соответствующие статьи НФП-87 и методическую литературу, продумать конкретное содержание занятия, методику отработки отдельных вопросов.
Ниже приводится примерный план-конспект инструкторско-методического занятия с командирами
подразделений.

ПЛАН-КОНСПЕКТ инструкторско-методического занятия по физической подготовке с командирами подразделения танкового полка

Задачи: 1. Закрепить и углубить знания командиров подразделений по содержанию и методике проведения учебно-тренировочных занятий по «Рукопашному бою».
2. Совершенствовать методические умения и навыки командиров подразделений в проведении подготовительной и основной части занятия по «Рукопашному бою» с личным составом.
Время: 100 мин.
Место проведения: площадка для обучения приемам рукопашного боя.
Форма одежды: № 4.
Материальное обеспечение: макеты автоматов со штыком, деревянные макеты ножей, чучела, схема «Методика обучения отдельному приему», План-конспект учебно-тренировочного занятия, указка. Пособия: НФП, Программа по физической подготовке.

Учебные вопросы и их содержание /// Время, мин /// Организационно-методические указания

Подготовительная часть — 5 мин

Построение, постановка задач занятия, проверка готовности к занятиям /// Группа — в двухшереножном строю

Основная часть — 85 мин

1. Уточнение требований НФП и Программы по физической подготовке (по обучению личного состава «Рукопашному бою») Проверка знаний у командиров подразделений по содержанию предстоящих занятий в подразделениях /// 10 /// Оценить знания командиров подразделений по содержанию «Рукопашного боя»
Разобрать поурочный план занятий, уточнить приемы и действия, которым необходимо обучить личный состав

2. Разбор содержания и методики проведения подготовительной части занятия /// 15 /// Разобрать задачи, содержание, организацию и методику проведения подготовительной части занятия с оружием и без оружия (по Плану-конспекту учебнотренировочного занятия по «Рукопашному бою»). Дать практику двум офицерам в проведении подготовительной части занятия: одному — в проведении с оружием, другому — без оружия. Провести разбор практики.

3. Разбор методики обучения отдельным приемам и действиям: уколам штыком ударам ножом обезоруживанию противника при ударе ножом снизу /// 35 /// Проверить офицеров в умении выполнять приемы и действия. Разобрать и записать последовательность и особенности методики обучения различным группам приемов (по схеме «Методика обучения отдельному приему»)
Разделить офицеров на подгруппы из трех (пяти) человек. Первому дать задание — провести ознакомление с приемом, второму — разучивание, третьему — тренировку. Провести разбор практики. Затем каждому офицеру из тройки (пятерки) дать практику в обучении приему в целом. Провести разбор практики и оценить действия проводящих

4. Разбор содержания и методики проведения комплексной тренировки (КТ) и учебных единоборств (УЕ) /// 15 /// Уточнить задачи, содержание, организацию и методику проведения КТ и УЕ. Дать практику одному офицеру провести КТ, а другому — УЕ. Провести разбор практики и оценить их действия.

5. Подготовка к предстоящим
занятиям в подразделениях /// 10 /// Разобрать примерный план-конспект, указать литературу для подготовки к занятиям. Уточнить методику и порядок проведения инструктажа с командирами отделений. Разобрать проверку и оценку подготовленности военнослужащих по рукопашному бою, указать сроки. Подготовить инвентарь к занятиям

Заключительная часть — 10 мин

Подведение итогов занятия /// Сделать краткий разбор занятия и оценить действия командиров подразделений. Указать на основные недостатки в подготовленности офицеров, поставить задачи на подготовку к проведению предстоящих занятий в подразделениях

8.2. ПРОВЕДЕНИЕ ПОКАЗНЫХ ЗАНЯТИЙ
Основная цель показных занятий — демонстрация офицерам и сержантам образцовой организации и методики проведения учебно-тренировочных занятий, выработки у командиров единого подхода к применению эффективных средств, различных методов и методических приемов обучения и воспитания военнослужащих, а также распространение передового опыта в проведении занятий.

Показные занятия обычно планируются перед началом нового периода обучения и в течение учебного года. Часто они организуются на различных методических сборах для большой группы командиров подразделений, для руководящего состава ряда воинских частей, для офицеров — специалистов по физической подготовке.

Показные занятия проводятся под руководством начальника физической подготовки и спорта воинской части одним из наиболее подготовленных командиров подразделения в течение учебного часа.

Организация и проведение показного занятия делится на ряд этапов: подготовка занятия, его проведение, подведение итогов и указания старшего начальника.

Подготовка занятия включает: назначение штатного подразделения, инструктаж командира, разработку плана-конспекта, подготовку личного состава, мест занятий и инвентаря.
Наиболее важным моментом является подготовка личного состава подразделения.

Для этого с ним проводится несколько специальных репетиций, на которых уточняется организация занятий, команды и распоряжения, определяются время на отработку учебных вопросов, порядок выполнения всех упражнений, приемов и действий, методы устранения ошибок, меры предупреждения травматизма, проводится тренировка личного состава и т. д. На репетициях начальник физической подготовки и спорта оказывает командиру подразделения всю практическую помощь в подготовке показного занятия.

Проведение показного занятия должно отличаться наибольшей четкостью и организованностью. Все объяснения командира подразделения и командиров взводов (отделений), подача команд и распоряжений должны быть краткими, ясными и соответствовать Строевому уставу или НФП; построения и перестроения, показ приемов и другие действия — образцовыми.

При проведении занятия особое внимание уделяется методам обучения приемам и действиям рукопашного боя, развития у военнослужащих быстроты в действиях, ловкости, инициативы и находчивости смелости и решительности. Наряду с этим нужно также показать, как следует добиваться полного использования имеющегося инвентаря и оборудования для достижения максимальной плотности урока.

Важным условием показного занятия является методически грамотное и умелое сопровождение хода занятий специальной информацией (комментарием). Начальник физической подготовки и спорта воинской части дает соответствующие пояснения, заостряя внимание офицеров на отдельных моментах содержания, организации и методики проведения занятий. В заключение он отвечает на вопросы офицеров.

Старший начальник, присутствующий на занятии, подводит итоги, дает указания по учебно-тренировочным занятиям по рукопашному бою в подразделениях на предстоящий период обучения.

Таким образом, в организации и проведении показных занятий ведущая роль принадлежит начальнику физической подготовки и спорта воинской части.
8.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ СБОРОВ И СЕМИНАРОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ «РУКОПАШНОГО БОЯ»
Учебно-тренировочные занятия с личным составом подразделений, в сборных командах и секциях по рукопашному бою проводят, как правило, командиры подразделений, тренеры или специально подготовленные инструкторы. При этом они должны пройти учебные сборы (семинары), которые являются важной формой подготовки инструкторов, способных впоследствии проводить учебно-тренировочные занятия по рукопашному бою в подразделениях.

Учебные сборы организуются в масштабе воинской части (соединения) или гарнизона. Их продолжительность 3 и более дней по 8 часов в день. Они включают теоретические и практические (инструкторско-методические, учебно-тренировочные и показные) занятия. Семинары проводятся в течение одного дня (8 часов) или 2—3 раза в неделю по 3—4 часа.

При подготовке к сбору (семинару) определяются: его программа, сроки проведения, руководители занятий, материальная база и инвентарь, а также участники.
В программе сбора предусматривается наиболее актуальный теоретический, методический и практический материал, который позволит решить задачи сбора. Примерное содержание тематики занятий и распределения на них часов представлено в таблице 4.

Сроки проведения сбора (семинара) определяются командиром воинской части, ввуза и предусматриваются планом спортивно-массовой работы. Руководителем сбора как правило, назначается начальник физической подготовки и спорта воинской части. Для проведения занятий привлекаются офицеры, хорошо владеющие техникой приемов рукопашного боя, имеющие хорошую теоретическую и методическую подготовку. Материальная база и инвентарь должны отвечать целям и задачам программы обучения слушателей сбора (семинара) и быть в достаточном количестве.

В состав слушателей сбора (семинара) зачисляются наиболее подготовленные военнослужащие срочной службы от всех подразделений воинской части, имеющие опыт обучения военнослужащих физическим упражнениям или тренировочной работы по борьбе, фехтованию или другому виду спорта.

В соответствии с программой (учебным планом) разрабатывается расписание занятий сбора (семинара). В нем указываются дата и часы занятий, краткое их содержание, место проведения, форма одежды и руководитель занятия.

Таблица 4 Примерная программа (учебный план) проведения сбора по подготовке инструкторов рукопашного боя в подразделениях воинской части


Тема ///  Количество часов теория / практика
1. Содержание «Рукопашного боя» в НФП-87 /// 1 / 0
2. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою /// 0 / 4
3. Методика обучения приемам рукопашного боя /// 0 / 10
4. Методы врачебно-педагогического контроля, используемые инструктором рукопашного боя /// 1 / 1
5. Предупреждение травматизма на занятиях по рукопашному бою /// 1 / 2
6. Подготовка мест занятий, инвентаря и оборудования /// 0 / 2
7. Зачеты по технике выполнения и методике обучения приемам рукопашного боя /// 0 / 2
ИТОГО: 3 / 21

В день должно быть 5—6 часов практических занятий. В отдельных случаях на период учебного сбора может разрабатываться распорядок дня.
Учебный план, расписание занятий и распорядок дня подписываются начальником физической подготовки и спорта, утверждаются командиром воинской части.

Приказ (приказание) о проведении учебного сбора (семинара) разрабатывается только в случае особой необходимости. В нем указываются задачи, сроки и место проведения, состав обучаемых, руководители, комиссия по приему зачетов. К приказу прилагается программа (учебный план), расписание занятий и список участников сбора.

Проведение сборов. Начинается с объявления цели, задач, программы (учебного плана), расписания занятий, распорядка дня. В процессе их проводятся теоретические, практические, инструкторско-методические и показные занятия.

Для приема зачета создается специальная комиссия, которая определяет практическую и методическую подготовленность участников сбора.

При подведении итогов сбора участникам объявляются оценки практической и методической подготовленности.
Если необходимо, то по итогам сбора зачитывается приказ, в котором отмечаются:
положительные и отрицательные стороны организации и проведения сбора, участники, достигшие наиболее высоких результатов в практической и методической подготовленности, а также ставятся задачи" по подготовке личного состава частей и подразделений. Заканчивается сбор итоговым собранием.
Позвонить тренеру +7(925)882-21-21