РУКОПАШНЫЙ БОЙ КЛУБ "ВИТЯЗЬ"
Оставьте свой номер, мы свяжемся с вами в ближайшее время
должен начинаться на +7
возраст того, кто будет заниматься
Заказать звонок
Звоните! +79258822121
В соответствии с Наставлением по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте каждый командир (начальник) обязан знать, систематически проверять и оценивать уровень физической подготовленности подчиненных ему военнослужащих, физическую подготовку подразделений и воинских частей. Проверка подготовленности военнослужащих по приемам рукопашного боя осуществляется в процессе обучения, в конце периода обучения и учебного года, на экзаменах и зачетах при инспектировании и комплексной (частной) проверке воинской части.
9.1. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Каждый военнослужащий срочной службы, офицеры первой и второй возрастных групп, курсанты и слушатели военно-учебных заведений в течение учебного года проверяются в выполнении приемов рукопашного боя.

При этом назначается пять предусмотренных программой обучения приемов из таких групп, как: приемы боя с автоматом (карабином), с ножом, пехотной лопатой, рукой и ногой, освобождения от захватов, обезоруживания противника, болевые приемы, броски, специальные приемы.

Проверяющий объявляет подразделению, прибывшему на проверку, назначенные приемы. Затем командир подразделения в течение 6—7 минут проводит подготовительную часть, а также совершенствование техники выполнения приемов рукопашного боя.

Подразделение выстраивается в двухшереножном строю, и техника выполнения приемов проверяется в парах или поточно. В первом случае военнослужащие попарно выходят перед строем и поочередно выполняют приемы (на проверяющего — одна пара). Выполнив приемы, пара становится в строй.

При поточной организации проверки проверяющий указывает исходное положение и последовательность выполнения приемов на пяти точках. По команде «ВПЕРЕД» военнослужащий четко называет фамилию и последовательно выполняет приемы на указанных точках. Очередной военнослужащий выходит на исходное положение, а выполнивший приемы становится в строй. По окончании проверки проверяющий объявляет оценки за каждый прием и общую оценку каждому военнослужащему.

При проверке приемов боя с автоматом (карабином) чучела нужно расположить треугольником на дистанции 2— 2,5 м друг от друга и у второго и третьего чучела поставить военнослужащих с тренировочными палками («противников»), а на расстоянии 7—10 м от чучел — проверяемого.

По команде «ВПЕРЕД» проверяемый самостоятельно изготавливается к бою и движется к чучелам, поражает уколом штыка первое чучело, защищается от атаки «противника» тренировочной палкой, ответной атакой поражает уколом (ударом) штыка второе чучело, защищается от атаки «противника» и ответной атакой (уколом штыка или ударом приклада) поражает третье чучело, продвигается вперед.

При проверке приемов боя пехотной лопатой и ножом расстановка чучел и военнослужащих с тренировочными палками, действующих за противника, такая же.
Проверяемый с пехотной лопатой по команде «ВПЕРЕД» продвигается к первому чучелу, самостоятельно изготавливается к бою и поражает его в атаке ударом сверху, после защиты отбивом от удара «противника» тренировочной палкой сверху ответной атакой ударом сбоку наотмашь поражает второе чучело, после защиты отбивом влево от атаки тренировочной палкой слева ударом лопатой сбоку (тычком) поражает третье чучело и продвигается вперед.

Проверяемый с ножом по команде «ВПЕРЕД» сближается с первым чучелом и поражает его ударом сверху (двойным ударом), защищается подставкой невооруженной руки от удара тренировочной палкой сверху и наносит удар сбоку наотмашь по второму чучелу, защищается невооруженной рукой отбивом удара тренировочной палкой сбоку и ударом прямо (снизу) поражает третье чучело, продвигается вперед.

При проверке приемов боя рукой и ногой проверяемый располагается в двух-трех шагах от чучела (мишени) в изготовке к бою. По команде «ВПЕРЕД» наносит серию ударов руками и ногами, например: с шагом вперед двойной удар левой и правой рукой прямо, шаг назад и с шагом вперед — удар прямо правой рукой, шаг назад — удар ногой прямо, изготовка к бою.
Проверяющий в зависимости от материального обеспечения проверяемого подразделения может назначить и другие варианты выполнения приемов. Оценка во всех случаях выставляется одна, суммирующая все действия проверяемого.

При поточном проведении проверки приемы боя с оружием, как правило, выносятся на последнюю точку и обязательно после обезоруживания «'противника», чтобы отобранным оружием выполнять приемы. В тех случаях, когда приемы обезоруживания выполняются на деревянных макетах, допускается их замена другим оружием.

Приемы боя рукой и ногой при поточной проверке выполняются, как правило, на первой точке.

Выполнение приемов оценивается следующим образом:
- «выполнено» — если прием проведен согласно описанию, быстро, уверенно и доведен до завершения;
- «не выполнено» — если прием проведен не в соответствии с описанием или не доведен до завершения. Оценка военнослужащему по рукопашному бою определяется:
- «отлично» — если выполнено пять приемов;
- «хорошо» — если выполнено четыре приема;
- «удовлетворительно» — если выполнено три приема.
Несмотря на конкретность оценочных критериев в выполнении приемов, их оценка в целом носит субъективный характер. Поэтому в институте уже много лет подготовленность курсантов и слушателей оценивается с помощью комплексного контрольного упражнения.

Комплексное контрольное упражнение в приемах боя автоматом на единой полосе препятствий (дистанция 100 м)

И. П.— во второй траншее в изготовке для стрельбы, противопехотная граната — на бруствере.
- С расстояния в 20 м метнуть гранату по стенке;
- выскочить из траншеи; - преодолеть стенку;
- взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень и сбежать вниз по ступеням разрушенной лестницы;
- влезть по вертикальной лестнице на балку разрушенного моста,
- пробежать по балкам, перепрыгивая через разрывы,
- добежать до забора и соскочить с него на землю,
- защититься отбивом от укола тренировочной палкой и провести ответную атаку уколом штыка (в чучело);
- пригнувшись пробежать под горизонтальными перекладинами лабиринта;
- защититься отбивом вниз-направо от укола тренировочной палкой и провести ответную атаку уколом штыка (в чучело);
- преодолеть ров;
- защититься отбивом влево от укола тренировочной палкой, провести ответную атаку ударом приклада сбоку или снизу (в большой шар тренировочной палки) и две атаки уколом штыка с выпадом левой и правой ногой (в два чучела);
- пересечь линию начала единой полосы препятствий и принять положение «К бою» (изготовку для стрельбы
лежа).

Для проверки военнослужащих рекомендуются нормативы, приведенные в таблице 5.

Таблица 5
Нормативы выполнения комплексного контрольного упражнения (с)

Оценка Для военнослужащих срочной службы и курсантов 1-го курса // Для курсантов 2-го курса и офицеров 1-й возрастной группы // Для курсантов 3-го и старших курсов

«Отлично» 43 // 41 // 40
«Хорошо» 46 // 44 // 42
«Удовлетворительно» 52 // 50 // 44

Примечание. При неправильном выполнении приемов с автоматом к показанному времени за выполнение упражнения прибавляется штрафное время 2 с за действия на каждой точке.

Данный вид проверки подготовленности военнослужащих является более объективным. По этому
упражнению в частях и ввузах можно проводить спортивные состязания.

9.2. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ, КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (ЧАСТЕЙ)
Методическая подготовка в учебных подразделениях (частях) и военно-учебных заведениях планируется в соответствии с требованиями НФП-87. Проверяются офицеры и сержанты, проводящие занятия по физической подготовке, курсанты учебных подразделений (частей), готовящие младших командиров, курсанты военноучебных заведений.

Методическая подготовка у них оценивается по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению обучения приемам рукопашного боя, отдельных частей и в целом учебно-тренировочного занятия.

При оценке качества выполнения методического задания учитываются: внешний вид и строевая выправка проводящего, его умения называть, четко и правильно показывать, объяснять приемы рукопашного боя, выбирать рациональную методику обучения и командовать обучаемыми, предупреждать и исправлять ошибки, определять состояние занимающихся и правильно дозировать физическую нагрузку.

Название приема рукопашного боя, четкий, правильный показ и объяснение должны способствовать формированию в сознании обучаемых представления о его сущности/назначении и воздействии на организм противника, о боевом применении приема. С этой целью проверяемый руководствуется установленной терминологией.

Показ и объяснение техники выполнения приема должны создавать наглядное представление о нем. Для этого проверяемый стремится так выбрать место для демонстрации приема, чтобы его видели все обучаемые. Проверяемый должен показать прием в целом в боевом темпе, затем — в замедленном или по частям, обращая внимание обучаемых на определяющее двигательное звено и детали техники.

При оценке этого показателя методического задания нужно руководствоваться следующими ориентировочными критериями:
- «отлично» — если проверяемый назвал прием в соответствии с принятой терминологией, показал технически правильно, объяснил кратко и ясно;
- «хорошо» — если прием назван и показан в основном правильно, но были допущены в показе незначительные ошибки, объяснение недостаточно четкое, упущены отдельные детали техники;
- «удовлетворительно» — если прием назван проверяемым правильно, показ выполнен с незначительными ошибками, объяснение длинное с паузами, не выделено определяющее' двигательное звено техники;
- «неудовлетворительно» — если прием не показан проверяемым (при получении неудовлетворительной оценки по данному критерию выполнение методического задания прекращается и проверяемому ставится общая неудовлетворительная оценка).

Умение выбирать рациональную методику обучения и командовать занимающимися определяет методические способности проверяемого. В зависимости от особенностей приема он должен правильно подбирать практические методы и методические приемы, проявлять требовательность командирский такт, точно и ясно называть распоряжения, команды и добиваться их выполнения (целесообразные методы обучения группам приемов рукопашного боя, команды и распоряжения, подаваемые при этом, рассматриваются в главах 4, 11, 12, 13, 14, 15).

При оценке проверяемых по этому показателю выполнения методического задания нужно руководствоваться следующими ориентировочными критериями:
- «отлично» — если проверяемый правильно выбирает соответствующие практические методы упражнений, уверенно пользуется различными методическими приемами, четко и ясно подает команды и распоряжения, контролирует действия обучаемых, правильно выбирает свое место перед подразделением;
- «хорошо» — если проверяемый в основном правильно выбирает практический метод упражнений, но недостаточно уверенно и быстро осуществляет переход от одного упражнения к другому, команды и распоряжения при этом подает неуверенно;
- «удовлетворительно» — если проверяемый допускает ошибки в соблюдении последовательности применения практических методов упражнений, не проявляет требовательности в выполнении .команд и распоряжений, неправильно выбирает свое место и теряется перед строем;
- «неудовлетворительно» — если проверяемый не знает методики обучения приемам рукопашного боя.

Предупреждать и исправлять ошибки — ответственная задача проверяемого. Его умение определять причины ошибок, а затем применять методические приемы для их устранения характеризуют методическое мастерство проверяемого.

Прежде всего он выявляет общие ошибки, характерные для большинства обучаемых, а затем — частные, определяет причины их возникновения и быстро находит методические приемы для устранения. Проверяемый в процессе обучения все время должен уделять внимание отдельным военнослужащим, выявляя при этом значительные ошибки, влияющие на технику приема, затем — второстепенные, подсказывая действия для их устранения.

При оценке проверяемых нужно руководствоваться следующими ориентировочными критериями:
- «отлично» — если проверяемый быстро выявляет ошибки и определяет причины их, свободно пользуется методическими приемами в исправлении их;
- «хорошо» — если проверяемый неуверенно определяет причины ошибок и не всегда правильно выбирает методические приемы для их устранения;
- «удовлетворительно» — если проверяемый не замечает общих и значительных ошибок, а все свое внимание сосредоточивает на устранении частных и второстепенных ошибок;
- «неудовлетворительно» — если проверяемый не замечает ошибок.

Умение определять состояние занимающихся и правильно дозировать физическую нагрузку — слагаемые методического мастерства проверяемого. Четко сформулированные задания на тренировку с учетом физического состояния обучаемых, примененные методические приемы регулирования эмоционального настроя занимающихся, количество повторений и темп выполнения, которыми регулируется физическая нагрузка, продолжительность отдыха между упражнениями и целесообразное использование тренажеров, мишеней, чучел, оборудования и инвентаря являются показателями методической зрелости проверяемого.

Основными оценочными критериями при этом служат:
- «отлично» — если проверяемый применяет различные методы регулирования физической нагрузки, методически правильно определяет содержание тренировки, учебных схваток, четко организует занимающихся;
- «хорошо» — если проверяемый правильно проводит тренировку, но неуверенно действует при организации занимающихся, при регулировании эмоциональной и физической нагрузки;
- «удовлетворительно» — если проверяемый допускает незначительные ошибки при организации и проведении тренировки;
- «неудовлетворительно» — если проверяемый не проводит тренировку в приемах и действиях рукопашного боя.

Проверяющий, используя вышеперечисленные оценочные критерии, за выполнение методического задания в соответствии с НФП-87 выводит общую оценку:
- «отлично» — если задание выполнено правильно и уверенно;
- «хорошо» — если задание выполнено правильно, но недостаточно уверенно;
- «удовлетворительно» — если задание выполнено в основном правильно, но неуверенно и с незначительными ошибками;
- «неудовлетворительно» — если задание не выполнено или выполнено неуверенно и с грубыми ошибками.

Проверка методической подготовленности военнослужащих осуществляется, как правило, до практического выполнения ими приемов рукопашного боя.
При проведении экзаменов (зачетов) в военно-учебных заведениях и учебных частях составляются экзаменационные билеты. Содержание вопросов и заданий для проверки методической подготовленности военнослужащих определяется в соответствии с программой обучения.
Позвонить тренеру +7(925)882-21-21