Рукопашный бой представляет собой вид боевой деятельности военнослужащих в ближнем бою с противником. В современной войне условия для возникновения ближнего боя будут определяться следующими факторами:
- постоянной угрозой применения ядерного оружия, даже в общевойсковом бою, что способствует сближению подразделений и частей противников;
- возрастанием роли мелких диверсионных, разведывательных, десантных и партизанских подразделений в уничтожении стратегических объектов, штабов и учреждений;
- проведением боевых действий преимущественно в темное время суток;
- широким строительством оборонительных сооружений, в том числе и подземных, при овладении которыми будут постоянно возникать рукопашные схватки между военнослужащими противоборствующих сторон самых различных воинских специальностей.
В мирных условиях рукопашный бой может возникать: при уничтожении диверсионных подразделений противника; при защите советских посольств, консульств и учреждений в случаях обострения конфликтов между государствами; при пресечении военнослужащими противоправных действий в процессе несения гарнизонной и караульной службы и других. Поэтому заблаговременная подготовка военнослужащих и подразделений к ведению рукопашного боя в настоящее время имеет актуальное значение для формирования боеготовности войск. В процессе обучения в полной мере осуществляется военно-прикладная, психологическая и физическая подготовка, а также обеспечивается нравственно-этическое воспитание военнослужащих.
Учебник «Рукопашный бой» предназначается для курсантов и слушателей Военного института физической культуры — будущих специалистов физической подготовки и спорта в воинских частях и военно-учебных заведениях. В нем раскрываются задачи, содержание, методика подготовки военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота к рукопашному бою в современных условиях.
Учебник состоит из двух частей.
В первой части освещаются научно-педагогические основы «Рукопашного боя» как военно-специальной дисциплины института и как раздела «Физической подготовки» в воинских частях и военно-учебных заведениях Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Впервые включена глава «Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой», по своей сути являющаяся введением в предмет, в которой рассматривается значение этого предмета для специалистов, выпускаемых институтом.
В последующих главах этой части учебника по-новому в сравнении с предыдущим изданием раскрываются вопросы подготовки военнослужащих к рукопашному бою на современном этапе, в различных армиях; психологические аспекты, рукопашного боя, теория и методика психологической подготовки военнослужащих, методика проведения учебных занятий, подготовка руководителей занятий, а также вопросы материального обеспечения подготовки военнослужащих и подразделений к рукопашному бою и др.
Во второй части рассматриваются приемы и действия рукопашного боя и методика обучения, которые значительно расширены и обновлены.
В процессе написания учебника использованы результаты научных исследований, передовой опыт воинских частей и многие литературные источники по рассматриваемым вопросам.
Учебник также может быть использован специалистами по физической подготовке и спорту, командирами подразделений при подготовке военнослужащих к рукопашному бою в войсках и военно-учебных заведениях Вооруженных Сил СССР.
В написании глав учебника принял участие авторский коллектив в составе:
- подполковника Андрейчука В. И. (6.3; 13.2—;13:5; 14.4 —14.5);
- подполковника Беловецкого В. Д. (5.4);
- полковника запаса Блажко Ю. И. (1.2; 2.1—2.4; 3.1— 3.3; 4:1—4.2; 5.1, 5.3; 6.1, 6.4; 7.1—7.2; 8.1—8.2; 9.1;
11.1—11.7;12 1—12 2 12 4—12.5; 13.2, 13.6; 14.1—14.3, 14.6); - подполковника Кузьмина В. А. (6.4; 10.1—10.4; 12.3; 15.1—15.2);
- кандидата педагогических наук подполковника Липовки В. П. (5 1, 5.3; 6.2);
- доктора психологических наук, профессора Марищука В. Л. (3.1; 3.3—3.4);
- кандидата педагогических наук, доцента полковника Нестерова А. А. (1.1; 2.2; 5.1; 8.3);
- подполковника Полетика В. К. (5. 4);
- кандидата педагогических наук, доцента полковника Попова Л. П. (15.1—15.2);
- кандидата биологических наук, доцента полковника запаса Потапчука А. Н. (2.1; 6.1; 8.3; 9.2-; 10.1—10.4; 13.1);
- полковников Савостьянова В. М. и Сафонова В. Г. (5.2);
- кандидата педагогических наук подполковника запаса Утенко В. Н. (2.3—2.4; 12.1); - кандидата педагогических наук, доцента подполковника Шейченко В. А. (2.1).
Фотографии выполнены Галахиным М. В.
Авторский коллектив выражает признательность кандидатам педагогических наук, старшим научным сотрудникам В. П. Гилеву, Б. А. Лампусову, И. М. Петину и доценту Н. Ф. Лодяеву, взявшим на себя труд внимательно ознакомиться с рукописью учебника и сделать ценные указания.