В годы войны разработано и введено в практику значительное число официальных документов по физической подготовке, методических разработок, рекомендаций, учебных пособий, плакатов и памяток, которые оказали большую помощь командирам в подготовке бойцов к рукопашному бою и обогатили практическим и методическим материалом советскую систему физического воспитания.
Основные из них:
- «Методические указания по рукопашному бою для частей, учебных подразделений и курсов Ленфронта»;
- «Организационно-методические указания по проведению физической подготовки и рукопашного боя в подразделениях Всевобуча»;
- «Изучайте приемы рукопашного боя»;
- «Обучение рукопашному бою»;
- «Рукопашный бой в окопе»;
- «Нормативы по рукопашному бою»;
- «Уничтожай врага в рукопашной схватке»;
- «Как поразить врага в штыковом бою»;
- «Штыковой бой»;
- «Ближний бой»;
- «Методические указания по рукопашному бою для разведывательных частей»;
- «Обучение юношей рукопашному бою»;
- «Физическая подготовка разведчика»;
- «Рукопашный бой (правила соревнований)» и др.
В послевоенный период (1945—1953 гг.) руководящий принцип подготовки Вооруженных Сил СССР — «учить войска тому, что необходимо на войне» — оставался направляющим в обучений, воспитании и физической подготовке советских воинов.
Опыт Великой Отечественной войны стал богатым источником для дальнейшего совершенствования содержания, методов обучения и подготовки к рукопашному бою. В этот период начинается обобщение военного опыта. Результатом проделанной работы было Наставление по физической подготовке 1948 г. (НФП-48), в котором «Рукопашный бой» и «Преодоление препятствий» становятся самостоятельными разделами физической подготовки войск. «Рукопашный бой» при этом должен способствовать подготовке офицеров, сержантов и солдат к действиям в рукопашной схватке.
В его содержание включаются приемы штыкового боя и метание гранат. Предлагается проведение занятий двух видов: предметных и комплексных. В процессе предметных занятий изучается и совершенствуется техника приемов боя карабином, метания гранат и тренировка в выполнении приемов в усложненных условиях и разнообразной обстановке. При обучении приемам применяются односторонний, двухсторонний и индивидуальный методы выполнения приемов и действий.
По мере усвоения техники основных приемов рукопашного боя и преодоления препятствий рекомендуется переходить к тренировке в их выполнении на специальных комплексных занятиях, в процессе которых проводить преодоление отдельных естественных и искусственных препятствий, полос препятствий, а также штурмовых полос. При проведении комплексных занятий соблюдать постепенное увеличение дистанции, темпа движения, выкладки (доводя ее до походной), количества препятствий и целей.
Расстановку препятствий и целей (мишеней, чучел) рекомендовалось последовательно усложнять, используя особенности местности и создавая обстановку, которая способствовала бы выработке быстроты ориентировки, решительности и сообразительности.
Таким образом, НФП-48 обогатило методику подготовки советских воинов к рукопашному бою ценными организационно-методическими рекомендациями и указаниями, подняло ее на новую ступень. Особое внимание уделялось двум основным направлениям подготовки: формированию умения вести рукопашную схватку в атаке и действовать в рукопашном единоборстве с оружием.
Однако практика физической подготовки в частях показала, что разделение рукопашного боя и преодоления препятствий на самостоятельные разделы привело к тому, что предметные занятия проводились раздельно, а комплексных вообще не было. Командиры подразделений, с одной стороны, осознавали их. необходимость, с другой — не видели потребности в их проведении, так как проверка подготовленности военнослужащих по рукопашному бою не имела нормативной основы, которая в предвоенный период и в годы войны проводилась при выполнении комплексных контрольных упражнений на полосе препятствий.
С этого момента в практике физической подготовки войск возник парадокс, который заключается в том, что в процессе обучения начали отрабатываться только те упражнения, которые имели временные нормативы и проверялись при инспекции войск, а те, которые проверялись субъективно, несмотря на их большую значимость для формирования боеготовности, в процессе обучения не доводились до завершения.
В практике обучения войск рукопашному бою главное внимание командиров подразделений сосредоточивается на одностороннем методе обучения, когда они стремились к «достижению четкости» в выполнении приемов. Это вполне обеспечивало необходимый уровень обученности военнослужащих для получения положительной оценки на проверке, но не способствовало подготовленности к рукопашному бою.
При проверке рукопашного боя по НФП-48 оценивалось качество выполнения уколов штыком и ударов прикладом и умение вести единоборство на карабинах с мягким наконечником или эластичным штыком. Оценка в обоих видах проверки носила субъективный характер. Проверка умения вести единоборство в организационном отношении была затруднительна и требовала длительного времени на ее осуществление и, в связи с этим, не получила распространения в войсках.
В основном при проверках оценивалось качество уколов и ударов по чучелам в стандартных условиях, которым избранный метод обучения вполне соответствовал.
Кроме этого, в связи с окончанием Великой Отечественной войны, было уволено большое количество опытных командиров подразделений, а на смену им пришли молодые офицеры, не имеющие боевого опыта, что также не способствовало качественной подготовке личного состава к рукопашному бою.
В послевоенный период для подготовки к рукопашному бою в частях и военно-учебных заведениях проводятся состязания по рукопашному бою (двоеборью) и фехтованию на карабинах с эластичным штыком и мягким наконечником, которые в большой мере компенсировали недостатки, наблюдавшиеся в подразделениях при проведении учебных занятий.
В связи с этим в новое Наставление по физической подготовке 1954 г. (НФП-54) вводится единый комплексный раздел физической подготовки «Преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой». Все занятия по нему рекомендуется проводить комплексно, для чего на каждом из них обучать приемам преодоления препятствий, способам метания гранат, приемам рукопашного боя и комплексной тренировке в выполнении этих приемов и действий в различных сочетаниях.
Из содержания рукопашного боя исключен ряд приемов, не имеющих боевого значения, и взамен введены приемы боя ножом, лопатой, приемы обезоруживания противника и приемы боя невооруженного, необходимые воину при единоборстве с противником в различных условиях. Для последовательного прохождения программного материала и проверки подготовленности военнослужащих вводятся четыре контрольных комплексных упражнения, заключающиеся в преодолении все возрастающих по длине и трудности полос препятствий в норму времени с метанием гранат по целям и нанесением уколов и ударов в сочетании с отбивами по различным чучелам.
Таким образом, в первые годы оснащения Вооруженных Сил СССР ядерным оружием НФП-54 вновь возродило содержательные и организационные основы комплексной подготовки военнослужащих к действиям в ближнем бою; которая отлично себя зарекомендовала в предвоенный период (НПРБ-38) и в период Великой Отечественной войны.
Организационно-методические основы подготовки военнослужащих, определенные НФП-54, имели большое значение для повышения уровня физической подготовки военнослужащих и, в первую очередь, для улучшения качества занятий по преодолению препятствий, метанию гранат и рукопашному бою.
Дальнейшее вооружение войск новой боевой техникой и усложнение условий боя выдвинули новые требования к подготовке личного состава. Перед физической подготовкой была поставлена задача — наряду с развитием общих качеств (выносливости, силы и быстроты) содействовать воспитанию ряда специальных качеств и формированию навыков, наиболее характерных для воинской деятельности военнослужащих различных родов войск.
Новые требования к подготовке войск по передвижению, преодолению препятствий и рукопашному бою получили отражение в Наставлении по физической подготовке 1959 г. (НФП-59). В нем ускоренное передвижение, преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой включены в один раздел физической подготовки.
Такое объединение должно было способствовать наиболее полноценному решению задач развития у военнослужащих общих и специальных качеств и формированию навыков для быстрых и сноровистых действий на поле боя. Вместе с тем, НФП-59 рекомендует занятия по рукопашному бою в подразделениях проводить отдельно от занятий по передвижению и преодолению препятствий. В программу обучения приемам рукопашного боя без оружия вводятся: захваты, броски, удары руками и ногами и приемы обезоруживания противника.
Практика работы в войсках показала, что занятия по передвижению, преодолению препятствий и штыковому бою проводились на прежнем и достаточно высоком уровне. Это способствовало развитию у военнослужащих важных общих и специальных качеств и военно-прикладных навыков.
Обучение же военнослужащих приемам рукопашного боя без оружия в войсках и военно-учебных заведениях осуществлялось на низком уровне. Специалисты физической подготовки, командиры подразделений и сержанты ни в практическом, ни в методическом плане к этому были не готовы, и в итоге данный раздел рукопашного боя в войсках не получил распространения.
В 1960—1965 гг. велась большая работа по дальнейшему совершенствованию системы физической подготовки- войск. Основные ее направления получили реализацию в Наставлении по физической подготовке 1966 г. (НФП-66).
В НФП-66 раздел «Рукопашный бой» стал называться «Нападение и самозащита». Основная тенденция содержания подготовки военнослужащих заключалась в сокращении приемов боя с автоматом (карабином) и в непомерном увеличении приемов боя без оружия. Это было вызвано тем, что личный состав частей начал постепенно переходить на новые короткоствольные образцы стрелкового оружия.
В процессе занятий по нападению и самозащите были поставлены задачи: обучение приемам борьбы с противником в рукопашной схватке (точнее в рукопашном единоборстве); развитие ловкости, быстроты в действиях и силы; воспитание находчивости, инициативности, смелости и уверенности в собственных силах.
Наставление рекомендовало обучение военнослужащих начинать с приемов самостраховки, затем изучать приемы нападения (приемы боя автоматом или карабином и малой лопатой, удары ножом, рукой и ногой, болевые приемы в стойке, удушающие захваты и броски) и в заключение — приемы, самозащиты (отбивы стволом автомата или карабина и малой лопатой, защиты от ударов рукой и ногой, освобождения от захватов и обезоруживание нападающего с ножом, угрожающего пистолетом и автоматом или карабином, связывание противника). Для совершенствования в приемах рекомендовались учебные схватки в виде единоборств на обусловленные приемы и действия и необусловленные — с частичным сопротивлением партнеров, а также комбинации из приемов и действий.
Из приведенного выше видно, что подготовка военнослужащих в рукопашном бою вступила в новый этап своего развития. Большое внимание в ней уделяется индивидуальной подготовке к рукопашному единоборству при выполнении специальных диверсионных задач, внезапной встрече с одиночным противником и т. п. Целью Наставления 1966 г. было повысить прикладность и специальную направленность физической подготовки в различных родах войск.
Однако громадный комплекс приемов по рукопашному бою в нем не был специализирован для определенных военных профессий, что, естественно, отрицательно сказалось на специальной физической подготовке военнослужащих. В Программах по физической подготовке различных видов Вооруженных Сил и родов войск получили реализацию только те приемы, которые были просты в обучении и входили в содержание Военно-спортивного комплекса. Приемы рукопашного боя с оружием, удары рукой и ногой во многих случаях не получили отражения в Программах обучения (даже в учебных частях, готовящих младших командиров, и военноучебных заведениях).
Практика подготовки к рукопашному бою в воинских частях и военно-учебных заведениях свелась к обучению военнослужащих таким приемам, как загиб руки за спину и конвоирование, бросок с захватом ног сзади и удушение, задняя подножка с ударом в болевую точку и обезоруживание противника, нападающего с ножом, автоматом (карабином) или угрожающего пистолетом, т. е. тем, которые являлись обязательными при сдаче норм ВСК и по которым в основном проводилась проверка личного состава частей и подразделений.
Методическая и практическая подготовленность командиров подразделений и сержантов в данном разделе физической подготовки была на низком уровне, в результате чего обучение чаще всего сводилось к многократному выполнению указанных приемов стоя на месте без оказания сопротивления «противником», поэтому задачи развития физических качеств и воспитания волевых качеств, главным образом уверенности в собственных силах, не могли решаться.
С выходом НФП-66 проверка военнослужащих заключалась только в определении качества выполнения ими приемов боя без оружия, входящих в требования ВСК, и не отражала истинного состояния подготовленности личного состава к рукопашному бою.
Обучение приемам «Нападения и самозащиты» достаточно высокую реализацию получило в Воздушнодесантных войсках, разведывательных подразделениях Сухопутных войск, отдельных подразделениях Внутренних войск и КГБ. В последующем это подтвердилось на практике, особенно в первый период боевых действий в Афганистане.
В конце 60-х и начале 70-х гг. произошли определенные изменения в развитии боевой техники и взглядах на ведение боевых действий, а также изменился порядок комплектования личным составом Вооруженных Сил. Зафиксировано большое количество локальных войн и международных конфликтов, в которых имел место и рукопашный бой. Все это требовало пересмотра ряда положений, касающихся содержания, средств и методов обучения советских воинов при разработке нового Наставления по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-78). Однако содержание раздела «Рукопашный бой» в нем осталось в основном, таким же, как и НФП-66, только несколько сокращено количество приемов, а также принят новый принцип и последовательность их изучения.
Содержание рукопашного боя составили упражнения, приемы и действия для подготовительной части и приемы для основной части занятий, которые были изложены в двух упражнениях — 41 (комплекс № 1) и 42 (комплекс № 2).
В содержание комплекса № 1 включались: приемы боя с оружием — укол штыком, удар прикладом сбоку, отбивы автоматом, удары ножом; приемы боя малой лопатой — удары и отбивы; приемы боя без оружия — удары рукой' и ногой и защиты от них, болевые приемы (загиб руки за спину и рычаг руки наружу); обезоруживание противника (при ударе ножом снизу, при угрозе пистолетом в упор спереди, при уколе штыком с уходом влево); броски (с захватом ног сзади и удушением, задняя подножка). Эти приемы предназначались для изучения военнослужащими срочной службы, прапорщиками и офицерами 1-й возрастной группы воинских частей всех видов Вооруженных Сил и частей Гражданской обороны, а также курсантами первых курсов военно-учебных заведений.
В содержание комплекса № 2 были включены приемы из комплекса № 1, а также болевые приемы (рычаг руки внутрь и узел руки наверху) и приемы обезоруживания противника (при угрозе пистолетом в упор сзади, при ударе ножом сверху и наотмашь, при уколе штыком с уходом вправо). Эти приемы предусматривались для изучения военнослужащими срочной службы, прапорщиками и офицерами 1-й и 2-й возрастной группы десантируемых частей, а также морской пехоты и курсантов вторых и старших курсов военно-учебных заведений.
Личный состав десантируемых частей и частей морской пехоты, кроме комплекса № 2, изучал ряд приемов рукопашного единоборства по специальным программам, которые разрабатывались специалистами физической подготовки этих родов войск.
Военнослужащие срочной службы на первом году службы должны были изучать приемы рукопашного боя, а на втором году — совершенствоваться в их выполнении. Такая система подготовки способствовала поддержанию определенного уровня готовности военнослужащих к рукопашному бою. Основной формой подготовки являлись практические занятия по рукопашному бою. Кроме того, в процессе комплексных занятий по физической подготовке проводилось дальнейшее совершенствование в приемах. В НФП-78 приемы рукопашного боя были изложены в определенной последовательности, позволяющей проводить планомерное обучение военнослужащих и исключить возможности стихийного подбора приемов при составлении поурочного плана практических занятий.
Таким образом, наряду с успехами в организационно-методических вопросах содержательная сторона подготовки военнослужащих по НФП-78 оставалась на прежнем уровне. Практическое обучение в войсках и военно-учебных заведениях главным образом свелось к обучению болевым приемам, броскам, приемам обезоруживания, так как по ним проводилась проверка подготовленности военнослужащих.
Вместе с тем следует указать, что совершенно иной характер носила подготовка к рукопашному бою советских военнослужащих для боевых действий в Афганистане. Как и в годы Великой Отечественной войны, занятия проводились комплексно и имели тренировочную направленность. Основным их содержанием явились разнообразные виды военно-прикладного передвижения по местности, приемы боя с оружием и метание гранат. Большое внимание уделялось отработке действий в условиях, близких к тем, в которых планировались и проводились операции подразделений и частей. Исходя из этого, начала осуществляться подготовка в учебных частях, готовящих личный состав для боевых действий в Афганистане.
Из вышесказанного следует, что подготовке к рукопашному бою в Советской Армии всегда уделялось большое внимание, и она рассматривалась в двух основных аспектах: как средство боевой подготовки к ведению ближнего боя с противником и как средство физической подготовки военнослужащих.