РУКОПАШНЫЙ БОЙ КЛУБ "ВИТЯЗЬ"
Оставьте свой номер, мы свяжемся с вами в ближайшее время
должен начинаться на +7
возраст того, кто будет заниматься
Заказать звонок
Звоните! +79258822121
История нашей Родины богата яркими примерами умения вести массовый рукопашный бой. В прошлом он был основным способом боевых действий. В рукопашных схватках русские войска всегда отличались отвагой и стойкостью, часто представляли собой несокрушимую силу для врага. Об этом свидетельствуют: - Невская битва (1240 г.) со шведами и Ледовое побоище (1242 г.) с тевтонскими рыцарями под руководством Александра Невского; - Куликовская битва (1380 г.) с татаро-монголами под руководством Дмитрия Донского; - Полтавское сражение (1709 г.); - штурм крепости Измаил (1790 г.) под руководством А. В. Суворова; - Бородинское сражение (1812 г.); - оборона Севастополя (1853—1856 гг.), Порт-Артура (1904—1905 гг.) и др.
2.1. ПОДГОТОВКА К РУКОПАШНОМУ БОЮ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ ч1
С первых дней победы Великой Октябрьской социалистической революции физическая культура и спорт стали рассматриваться Коммунистической партией и Советским правительством как важное государственное дело. Советская физическая культура стала служить интересам трудящихся, являясь одним из средств коммунистического воспитания, укрепления здоровья и подготовки к труду и защите Родины.

В целях разносторонней подготовки бойцов, развития у них физической выносливости, силы, ловкости и воспитания высоких морально-боевых качеств физическая подготовка и спорт начали широко внедряться в боевую подготовку Красной Армии. Одним из важных видов физической подготовки стал «Рукопашный бой».

Подготовка к рукопашному бою резервов Красной Армии в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции осуществлялась в системе Всевобуча, составной частью которого была физическая подготовка. Программой Всевобуча предусматривались специальные занятия по полевой гимнастике (2 часа) и рукопашному бою (4 часа). На них трудящиеся обучались способам преодоления естественных и искусственных препятствий и приемам штыкового боя. Физическая тренировка в основном проводилась на занятиях по тактической, строевой, стрелковой подготовке, по пути следования на полевые занятия и при возвращении с них. В годы гражданской войны военно-физическую подготовку прошли более миллиона человек. Это позволило значительно повысить боевую подготовленность пополнения Красной Армии.

В годы гражданской войны и военной интервенции уже в первых уставах Красной Армии большое внимание придавалось физической подготовке бойцов. Так, в Полевом уставе (1918 г.) указывалось, что бой от воинов потребует большой подвижности и физического напряжения. Для успешных боевых действий необходимо совершать быстрые маршевые переходы, стремительно преодолевать полевые препятствия, точно метать ручные гранаты и умело вести штыковой бой.
Физическая подготовленность личного состава Красной Армии обеспечивалась в процессе занятий по тактической, огневой, строевой и другим разделам боевой подготовки. В июне 1918 г. в частях впервые вводятся занятия по гимнастике и владению холодным оружием как одна из мер по, ускоренному приведению в боевую готовность красноармейцев.

В «Обучении штыковому бою» (1919 г.) давались указания о том, что после одиночной отработки приемов штыкового боя должны проводиться тренировки в поражении чучел уколами штыком при передвижении по местности с преодолением естественных и искусственных препятствий. Тренировку рекомендовалось сочетать со стрельбой холостыми патронами и метанием учебных гранат по различным целям. Это было прогрессивным в методике обучения рукопашному бою. Полностью их осуществить не удалось, но в дальнейшем они послужили основой совершенствования средств и методов подготовки красноармейцев к рукопашному бою.
Физическая подготовка Красной Армии в годы мирного строительства развивалась на основе критического освоения опыта русской армии и требований боевых действий на фронтах гражданской войны. Главным видом боя частей Красной Армии был наступательный бой, который отличался большим размахом и маневренным характером. Исходя из этого, и строилась подготовка красноармейцев к рукопашному бою.

Так, в Программе по физической подготовке Красной Армии 1922 г. одним из основных разделов физической подготовки была военно-прикладная гимнастика, включавшая в себя преодоление препятствий и владение холодным оружием. В ней также подчеркивалось, что физическая тренировка по данному разделу должна проводиться на строевых, тактических занятиях и маневрах. Особое внимание уделялось состязаниям в процессе тренировки в полевых условиях.

Таким образом, опыт применения рукопашного боя и преодоления препятствий, накопленный в боях гражданской войны, был положен в основу обучения красноармейцев.

Дальнейшее развитие методики подготовки к рукопашному бою шло на основе достижений боевой подготовки того периода, непрерывного развития боевой техники и обобщения боевого опыта войск.

В 1924 г. выходит в свет первое официальное руководство «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи». В нем во второй книге «Гимнастика» указывалось, что в конце второго периода обучения следует проводить «смешанные уроки», на которых осуществлять тренировку в преодолении препятствий, метании гранат и выполнении приемов штыкового боя. В заключение такая тренировка должна проводиться в полевых условиях на разнообразной местности.

Шестая книга «Владение холодным оружием» состояла из двух частей: «Владение саблей» и «Владение винтовкой». В их содержание входило фехтование, рубка и штыковой бой. Владение винтовкой предусматривало подготовительные упражнения, прикладное фехтование (единоборство), уколы штыком и удары прикладом по чучелам, командный штыковой бой.

Таким образом, владение холодным оружием практически было сведено к фехтованию, что, в условиях того времени в войсках не могло в полной мере осуществиться вследствие нехватки специалистов. Поэтому подготовка к рукопашному бою в частях сводилась преимущественно к отработке подготовительных упражнений, т. е. к гимнастике с винтовкой.

Восьмая книга была посвящена способам защиты и нападения без оружия (борьба, бокс, джиу-джитсу). Однако ее содержание не получило широкого распространения при обучении бойцов Красной Армии и лишь в создавшемся тогда обществе «Динамо» практиковалось обучение сотрудников органов внутренних дел этому разделу рукопашного боя.

За период укрепления Красной Армии на основе военной реформы (1924—1929 гг.) в боевой и физической подготовке был накоплен определенный опыт подготовки красноармейцев и подразделений к рукопашному бою. Изучен опыт подготовки воинов зарубежных армий.

В 1930 г. вышло «Временное руководство по штыковому бою». В соответствии с ним программа обучения бойцов включала уколы, удары, отбивы и индивидуальную тренировку в них, а также тренировку в приемах штыкового боя в сочетании с переменой направления при поражении целей, комплексную тренировку в преодолении препятствий и приемах штыкового боя, фехтование на винтовках.

Согласно Руководству вместо шереножного выполнения приемов штыкового боя стоя на месте без поражения целей, имевших место в 20-х годах, вводится обязательное нанесение уколов (ударов) по целям «на шагу и на бегу» с постепенным усложнением обстановки и с преодолением препятствий. В подготовку включается тренировка в преодолении полосы препятствий (100 м) каждым бойцом и в составе отделения с метанием гранат и нанесением уколов и ударов по различным целям.

Тренировка в комплексном сочетании передвижения, преодоления препятствий, метания гранат и приемов рукопашного боя внедряется в занятия по тактической подготовке при проведении атак.
Таким образом, организация и методика подготовки красноармейцев и подразделений, определенная Руководством 1930 г., носила ярко выраженный прикладной характер и была направлена на максимальное приближение физической подготовки к непосредственным задачам боевой подготовки войск.

На этапе реорганизации и технического перевооружения Красной Армии (1930—1937 гг.) шло дальнейшее совершенствование методики подготовки войск к рукопашному бою. Получила развитие методика комплексного обучения и комплексной тренировки бойцов в преодолении препятствий, метании гранат и штыковом бое. Были разработаны нормативы по различным упражнениям в передвижении и преодолении полосы препятствий
См.: Калачев Г. А. Штыковой бой (по иностранным источникам). Л., 1927.

выполнением приемов штыкового боя, что позволило более объективно определять разностороннюю физическую подготовленность бойцов.
Но вместе с этим обучение передвижению по местности, преодолению препятствий и приемам рукопашного боя проводилось раздельно, что не в полной мере позволяло решать задачи подготовки бойцов к действиям в атаках.

Дальнейшее развитие вооружения боевой техники и способов ведения боя потребовали более высокого уровня физической подготовленности красноармейцев и подразделений. Для успешных действий в бою все большее значение приобретали выносливость, быстрота и решительность атаки переднего края обороны противника, способность бойцов быстро передвигаться по полю боя, преодолевать препятствия и умело действовать в ближнем бою. Сложность и динамичность его повысили значение инициативных самостоятельных действий мелких подразделений пехоты, способных сочетать быстрый маневр, меткий огонь и штыковой удар. В этот период развития Красной Армии возникла необходимость постоянной комплексной тренировки бойцов в способах передвижения, преодоления препятствий, метания гранат и штыковом бое при. различном сочетании, т. е. моделировании условий действий бойцов в атаках.

На основании учета и обобщения этих требований в 1938 г. вышло Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ-38), при разработке которого были использованы основные положения Временного руководства поштыковому бою 1930 г. В нем впервые в единый комплексный вид физической подготовки официально были объединены передвижение, преодоление препятствий, метание гранат и приемы рукопашного боя.

В содержание подготовки к рукопашному бою входили: владение холодным оружием, способы передвижения, приемы преодоления препятствий, приемы метания ручных гранат. Раздел «Владение холодным оружием» включал приемы боя винтовкой с боевым штыком, бой на фехтовальных винтовках, приемы боя винтовкой без штыка, малой и большой лопатой и боя невооруженного с вооруженным.

Таким образом, содержание подготовки к рукопашному бою обеспечивало привитие бойцу разносторонних боевых навыков, необходимых для действий в атаке, рукопашной схватке и против вооруженного противника.

Методика обучения предусматривала одновременное и параллельное изучение как приемов боя с оружием, так и способов передвижения, приемов преодоления препятствий и метания гранат. При этом в каждое занятие включалась комплексная тренировка в выполнении перечисленных приемов в разнообразной обстановке. НПРБ-38 требовало, чтобы подготовка к рукопашному бою не ограничивалась проведением только занятий, а должна была внедряться в повседневные систематические тренировки в поле на всех занятиях по боевой подготовке.

В целях последовательного прохождения программного материала и проверки подготовленности бойцов в процессе обучения и при инспектировании была разработана система зачетных и контрольных упражнений. Оценка в выполнении их слагалась из времени преодоления полос препятствий и качества выполнения приемов рукопашного боя. Наставлением были впервые, и досадно, что в последний раз, определены и спортивные формы подготовки к рукопашному бою. С этой целью введены состязания по двоеборью, состоящие из скоростного преодоления 150/метро-вой полосы препятствий и боя на винтовках с эластичным штыком в кругу.

Состязания по двоеборью стали проводиться в частях, военно-учебных заведениях, в военных округах, гражданских коллективах, а также на первенство РККА и Советского Союза. В результате этого подготовкой к рукопашному бою были охвачены широкие массы бойцов и гражданской молодежи.
Дальнейшее совершенствование подготовки к рукопашному бою шло путем обобщения боевых действий советских войск против японских захватчиков на оз. Хасан, р. Халхин-Гол и в войне с белофиннами (1939-1—1940 гг.).

В 1941 г. на основании опыта боевых действий советских войск в войне с белофиннами разработано «Руководство по подготовке к рукопашному бою в Красной Армии» (РПРБ-41). В него включены: приемы боя винтовкой с боевым штыком, боя винтовкой без штыка и подручными средствами, боя невооруженного с вооруженным; способы преодоления препятствий и метания гранат.

В содержание подготовки не вошли передвижение по местности, зачетные и контрольные упражнения, что в последующем отрицательно сказалось на характере занятий. Они стали менее динамичны, уменьшилось их прикладное значение и снизился тренировочный эффект. В РПРБ-41 слабо сформулированы методические указания по обучению, проведению занятий, по проверке и оценке подготовленности личного состава.

Руководство, как показали дальнейшие события, не способствовало совершенствованию подготовки войск к рукопашному бою, и его концепция отрицательно отразилась на состоянии этого вида подготовки воинов к ближнему бою в первый период Великой Отечественной войны, особенно при подготовке в запасных и резервных частях.

Боевые действия в Великой Отечественной войне потребовали от войск прежде всего большой физической выносливости к длительным, напряженным и разнообразным действиям, стремительных бросков в атаку пехоты, способности быстро преодолевать любые препятствия и заграждения, уничтожать противника в различных условиях. Бои предъявили высокие требования в первую очередь к стрелковым, мотострелковым, десантным и, особенно, диверсионным и разведывательным частям и подразделениям в подготовке к рукопашному бою.

В первый период войны (1941—1942 гг.) рукопашные схватки чаще всего возникали в результате стойкости и массового героизма советских воинов. Наиболее широкое распространение они имели в уличных боях при обороне населенных пунктов и больших городов, таких, как Москва, Ленинград, Севастополь, Сталинград и др.

В последующие периоды Великой Отечественной войны рукопашные бои чаще всего возникали в наступательных операциях советских войск, развернувшихся после битвы на Курской дуге. Частое возникновение рукопашных боев в этих условиях было обусловлено тем, что немецко-фашистские захватчики с 1943 г. стали создавать глубоко эшелонированные рубежи с разветвленной сетью траншей и мощными опорными объектами в населенных пунктах. Прорыв такой обороны сопровождался боями в траншеях, населенных пунктах, где мелкие подразделения сталкивались с противником вплотную и вступали с ним в рукопашные схватки.

Боевая подготовка в резервных и запасных частях проходила в сокращенные сроки (1—3 месяца). Основу ее составляло обучение их ведению ближнего боя. Главными разделами физической подготовки были: летом — подготовка к рукопашному бою, а зимой — лыжная подготовка.
Существенные недостатки РПРБ-41, слабая практическая и методическая подготовка офицерского состава, призванного из запаса, обусловили на первом этапе войны низкий уровень занятий по рукопашному бою в большинстве запасных частей.

Обучение преимущественно сводилось к овладению подготовительными упражнениями с винтовкой. В этих условиях командование к обучению бойцов привлекало преподавателей физического воспитания, тренеров по спорту, бывших спортсменов, слушателей военно-учебных заведений, в том числе и Военного факультета, что значительно улучшило подготовку запасных контингентов.

Важное значение для улучшения физической подготовки в запасных частях и, особенно, для улучшения обучения воинов рукопашному бою, имело издание в 1942 г. «Руководства по физической подготовке в запасных частях Красной Армии».

Подготовка в соответствии с Руководством была рассчитана на краткие сроки и включала самые необходимые и наиболее прикладные приемы и упражнения, которые были разделены на две группы: - средства общей физической подготовки,
- средства подготовки к рукопашному бою.

К средствам подготовки к рукопашному бою относились:
- приемы боя винтовкой со штыком, малой лопатой, невооруженного с вооруженным;
- приемы метания гранат, гранатных связок и бутылок;
- комплексная тренировка в выполнении приемов рукопашного боя в сочетании с различными способами передвижения, преодоления препятствий и метания гранат из различных положений.

Из 40 часов общего бюджета времени на физическую подготовку 25 часов отводилось на рукопашный бой. В Руководстве конкретно по каждому занятию излагались методические указания и приводилось конкретное содержание комплексной тренировки. Рекомендовалось не останавливаться долго на разучивании приемов, а быстрее переходить к тренировке и в сочетании с другими действиями. В целом в этот период подготовка воинов в запасных частях стала отвечать требованиям фронта.

Физическая подготовка войск на фронте осуществлялась систематически во время обороны, в перерывах между боями при подготовке к наступательным операциям. Основу содержания ее составляла тренировка в способах передвижения, преодоления препятствий, метания гранат и приемах рукопашного боя. Она проводилась преимущественно в форме специальных занятий по подготовке к рукопашному бою, на тактических занятиях и учениях при подготовке к наступательным операциям.

Занятия по рукопашному бою, как правило, проводились комплексно и имели тренировочную направленность. Заканчивались они комплексной тренировкой, аналогичной боевым действиям во время атаки передней траншеи противника.

Для проведения занятий во фронтовых частях создавались штурмовые полосы, содержание которых определялось условиями обороны и заграждений противника на данном участке фронта
Большое внимание физической тренировке уделялось при проведении тактических занятий. В ее содержание включались: ускоренное движение в атаку, преодоление препятствий и инженерных заграждений, метание гранат и рукопашные схватки.

Занятия проводились в отделениях, взводах, ротах, батальонах и заканчивались полковыми учениями с боевой стрельбой. Все приемы и действия отрабатывались практически и повторялись по нескольку раз. Местность выбиралась по типу немецкой обороны, которую войскам предстояло прорвать, с обязательным дооборудованием ее характерными сооружениями и заграждениями противника. Это позволяло готовить и бойцов и подразделения к разновидностям ближнего боя, в том числе и рукопашного.


2.1. ПОДГОТОВКА К РУКОПАШНОМУ БОЮ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ ч2
В годы войны разработано и введено в практику значительное число официальных документов по физической подготовке, методических разработок, рекомендаций, учебных пособий, плакатов и памяток, которые оказали большую помощь командирам в подготовке бойцов к рукопашному бою и обогатили практическим и методическим материалом советскую систему физического воспитания.

Основные из них:
- «Методические указания по рукопашному бою для частей, учебных подразделений и курсов Ленфронта»;
- «Организационно-методические указания по проведению физической подготовки и рукопашного боя в подразделениях Всевобуча»;
- «Изучайте приемы рукопашного боя»;
- «Обучение рукопашному бою»;
- «Рукопашный бой в окопе»;
- «Нормативы по рукопашному бою»;
- «Уничтожай врага в рукопашной схватке»;
- «Как поразить врага в штыковом бою»;
- «Штыковой бой»;
- «Ближний бой»;
- «Методические указания по рукопашному бою для разведывательных частей»;
- «Обучение юношей рукопашному бою»;
- «Физическая подготовка разведчика»;
- «Рукопашный бой (правила соревнований)» и др.

В послевоенный период (1945—1953 гг.) руководящий принцип подготовки Вооруженных Сил СССР — «учить войска тому, что необходимо на войне» — оставался направляющим в обучений, воспитании и физической подготовке советских воинов.

Опыт Великой Отечественной войны стал богатым источником для дальнейшего совершенствования содержания, методов обучения и подготовки к рукопашному бою. В этот период начинается обобщение военного опыта. Результатом проделанной работы было Наставление по физической подготовке 1948 г. (НФП-48), в котором «Рукопашный бой» и «Преодоление препятствий» становятся самостоятельными разделами физической подготовки войск. «Рукопашный бой» при этом должен способствовать подготовке офицеров, сержантов и солдат к действиям в рукопашной схватке.

В его содержание включаются приемы штыкового боя и метание гранат. Предлагается проведение занятий двух видов: предметных и комплексных. В процессе предметных занятий изучается и совершенствуется техника приемов боя карабином, метания гранат и тренировка в выполнении приемов в усложненных условиях и разнообразной обстановке. При обучении приемам применяются односторонний, двухсторонний и индивидуальный методы выполнения приемов и действий.

По мере усвоения техники основных приемов рукопашного боя и преодоления препятствий рекомендуется переходить к тренировке в их выполнении на специальных комплексных занятиях, в процессе которых проводить преодоление отдельных естественных и искусственных препятствий, полос препятствий, а также штурмовых полос. При проведении комплексных занятий соблюдать постепенное увеличение дистанции, темпа движения, выкладки (доводя ее до походной), количества препятствий и целей.

Расстановку препятствий и целей (мишеней, чучел) рекомендовалось последовательно усложнять, используя особенности местности и создавая обстановку, которая способствовала бы выработке быстроты ориентировки, решительности и сообразительности.

Таким образом, НФП-48 обогатило методику подготовки советских воинов к рукопашному бою ценными организационно-методическими рекомендациями и указаниями, подняло ее на новую ступень. Особое внимание уделялось двум основным направлениям подготовки: формированию умения вести рукопашную схватку в атаке и действовать в рукопашном единоборстве с оружием.

Однако практика физической подготовки в частях показала, что разделение рукопашного боя и преодоления препятствий на самостоятельные разделы привело к тому, что предметные занятия проводились раздельно, а комплексных вообще не было. Командиры подразделений, с одной стороны, осознавали их. необходимость, с другой — не видели потребности в их проведении, так как проверка подготовленности военнослужащих по рукопашному бою не имела нормативной основы, которая в предвоенный период и в годы войны проводилась при выполнении комплексных контрольных упражнений на полосе препятствий.

С этого момента в практике физической подготовки войск возник парадокс, который заключается в том, что в процессе обучения начали отрабатываться только те упражнения, которые имели временные нормативы и проверялись при инспекции войск, а те, которые проверялись субъективно, несмотря на их большую значимость для формирования боеготовности, в процессе обучения не доводились до завершения.

В практике обучения войск рукопашному бою главное внимание командиров подразделений сосредоточивается на одностороннем методе обучения, когда они стремились к «достижению четкости» в выполнении приемов. Это вполне обеспечивало необходимый уровень обученности военнослужащих для получения положительной оценки на проверке, но не способствовало подготовленности к рукопашному бою.

При проверке рукопашного боя по НФП-48 оценивалось качество выполнения уколов штыком и ударов прикладом и умение вести единоборство на карабинах с мягким наконечником или эластичным штыком. Оценка в обоих видах проверки носила субъективный характер. Проверка умения вести единоборство в организационном отношении была затруднительна и требовала длительного времени на ее осуществление и, в связи с этим, не получила распространения в войсках.

В основном при проверках оценивалось качество уколов и ударов по чучелам в стандартных условиях, которым избранный метод обучения вполне соответствовал.
Кроме этого, в связи с окончанием Великой Отечественной войны, было уволено большое количество опытных командиров подразделений, а на смену им пришли молодые офицеры, не имеющие боевого опыта, что также не способствовало качественной подготовке личного состава к рукопашному бою.

В послевоенный период для подготовки к рукопашному бою в частях и военно-учебных заведениях проводятся состязания по рукопашному бою (двоеборью) и фехтованию на карабинах с эластичным штыком и мягким наконечником, которые в большой мере компенсировали недостатки, наблюдавшиеся в подразделениях при проведении учебных занятий.

В связи с этим в новое Наставление по физической подготовке 1954 г. (НФП-54) вводится единый комплексный раздел физической подготовки «Преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой». Все занятия по нему рекомендуется проводить комплексно, для чего на каждом из них обучать приемам преодоления препятствий, способам метания гранат, приемам рукопашного боя и комплексной тренировке в выполнении этих приемов и действий в различных сочетаниях.

Из содержания рукопашного боя исключен ряд приемов, не имеющих боевого значения, и взамен введены приемы боя ножом, лопатой, приемы обезоруживания противника и приемы боя невооруженного, необходимые воину при единоборстве с противником в различных условиях. Для последовательного прохождения программного материала и проверки подготовленности военнослужащих вводятся четыре контрольных комплексных упражнения, заключающиеся в преодолении все возрастающих по длине и трудности полос препятствий в норму времени с метанием гранат по целям и нанесением уколов и ударов в сочетании с отбивами по различным чучелам.

Таким образом, в первые годы оснащения Вооруженных Сил СССР ядерным оружием НФП-54 вновь возродило содержательные и организационные основы комплексной подготовки военнослужащих к действиям в ближнем бою; которая отлично себя зарекомендовала в предвоенный период (НПРБ-38) и в период Великой Отечественной войны.

Организационно-методические основы подготовки военнослужащих, определенные НФП-54, имели большое значение для повышения уровня физической подготовки военнослужащих и, в первую очередь, для улучшения качества занятий по преодолению препятствий, метанию гранат и рукопашному бою.

Дальнейшее вооружение войск новой боевой техникой и усложнение условий боя выдвинули новые требования к подготовке личного состава. Перед физической подготовкой была поставлена задача — наряду с развитием общих качеств (выносливости, силы и быстроты) содействовать воспитанию ряда специальных качеств и формированию навыков, наиболее характерных для воинской деятельности военнослужащих различных родов войск.

Новые требования к подготовке войск по передвижению, преодолению препятствий и рукопашному бою получили отражение в Наставлении по физической подготовке 1959 г. (НФП-59). В нем ускоренное передвижение, преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой включены в один раздел физической подготовки.

Такое объединение должно было способствовать наиболее полноценному решению задач развития у военнослужащих общих и специальных качеств и формированию навыков для быстрых и сноровистых действий на поле боя. Вместе с тем, НФП-59 рекомендует занятия по рукопашному бою в подразделениях проводить отдельно от занятий по передвижению и преодолению препятствий. В программу обучения приемам рукопашного боя без оружия вводятся: захваты, броски, удары руками и ногами и приемы обезоруживания противника.

Практика работы в войсках показала, что занятия по передвижению, преодолению препятствий и штыковому бою проводились на прежнем и достаточно высоком уровне. Это способствовало развитию у военнослужащих важных общих и специальных качеств и военно-прикладных навыков.
Обучение же военнослужащих приемам рукопашного боя без оружия в войсках и военно-учебных заведениях осуществлялось на низком уровне. Специалисты физической подготовки, командиры подразделений и сержанты ни в практическом, ни в методическом плане к этому были не готовы, и в итоге данный раздел рукопашного боя в войсках не получил распространения.

В 1960—1965 гг. велась большая работа по дальнейшему совершенствованию системы физической подготовки- войск. Основные ее направления получили реализацию в Наставлении по физической подготовке 1966 г. (НФП-66).

В НФП-66 раздел «Рукопашный бой» стал называться «Нападение и самозащита». Основная тенденция содержания подготовки военнослужащих заключалась в сокращении приемов боя с автоматом (карабином) и в непомерном увеличении приемов боя без оружия. Это было вызвано тем, что личный состав частей начал постепенно переходить на новые короткоствольные образцы стрелкового оружия.

В процессе занятий по нападению и самозащите были поставлены задачи: обучение приемам борьбы с противником в рукопашной схватке (точнее в рукопашном единоборстве); развитие ловкости, быстроты в действиях и силы; воспитание находчивости, инициативности, смелости и уверенности в собственных силах.

Наставление рекомендовало обучение военнослужащих начинать с приемов самостраховки, затем изучать приемы нападения (приемы боя автоматом или карабином и малой лопатой, удары ножом, рукой и ногой, болевые приемы в стойке, удушающие захваты и броски) и в заключение — приемы, самозащиты (отбивы стволом автомата или карабина и малой лопатой, защиты от ударов рукой и ногой, освобождения от захватов и обезоруживание нападающего с ножом, угрожающего пистолетом и автоматом или карабином, связывание противника). Для совершенствования в приемах рекомендовались учебные схватки в виде единоборств на обусловленные приемы и действия и необусловленные — с частичным сопротивлением партнеров, а также комбинации из приемов и действий.

Из приведенного выше видно, что подготовка военнослужащих в рукопашном бою вступила в новый этап своего развития. Большое внимание в ней уделяется индивидуальной подготовке к рукопашному единоборству при выполнении специальных диверсионных задач, внезапной встрече с одиночным противником и т. п. Целью Наставления 1966 г. было повысить прикладность и специальную направленность физической подготовки в различных родах войск.

Однако громадный комплекс приемов по рукопашному бою в нем не был специализирован для определенных военных профессий, что, естественно, отрицательно сказалось на специальной физической подготовке военнослужащих. В Программах по физической подготовке различных видов Вооруженных Сил и родов войск получили реализацию только те приемы, которые были просты в обучении и входили в содержание Военно-спортивного комплекса. Приемы рукопашного боя с оружием, удары рукой и ногой во многих случаях не получили отражения в Программах обучения (даже в учебных частях, готовящих младших командиров, и военноучебных заведениях).

Практика подготовки к рукопашному бою в воинских частях и военно-учебных заведениях свелась к обучению военнослужащих таким приемам, как загиб руки за спину и конвоирование, бросок с захватом ног сзади и удушение, задняя подножка с ударом в болевую точку и обезоруживание противника, нападающего с ножом, автоматом (карабином) или угрожающего пистолетом, т. е. тем, которые являлись обязательными при сдаче норм ВСК и по которым в основном проводилась проверка личного состава частей и подразделений.

Методическая и практическая подготовленность командиров подразделений и сержантов в данном разделе физической подготовки была на низком уровне, в результате чего обучение чаще всего сводилось к многократному выполнению указанных приемов стоя на месте без оказания сопротивления «противником», поэтому задачи развития физических качеств и воспитания волевых качеств, главным образом уверенности в собственных силах, не могли решаться.
С выходом НФП-66 проверка военнослужащих заключалась только в определении качества выполнения ими приемов боя без оружия, входящих в требования ВСК, и не отражала истинного состояния подготовленности личного состава к рукопашному бою.

Обучение приемам «Нападения и самозащиты» достаточно высокую реализацию получило в Воздушнодесантных войсках, разведывательных подразделениях Сухопутных войск, отдельных подразделениях Внутренних войск и КГБ. В последующем это подтвердилось на практике, особенно в первый период боевых действий в Афганистане.

В конце 60-х и начале 70-х гг. произошли определенные изменения в развитии боевой техники и взглядах на ведение боевых действий, а также изменился порядок комплектования личным составом Вооруженных Сил. Зафиксировано большое количество локальных войн и международных конфликтов, в которых имел место и рукопашный бой. Все это требовало пересмотра ряда положений, касающихся содержания, средств и методов обучения советских воинов при разработке нового Наставления по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-78). Однако содержание раздела «Рукопашный бой» в нем осталось в основном, таким же, как и НФП-66, только несколько сокращено количество приемов, а также принят новый принцип и последовательность их изучения.

Содержание рукопашного боя составили упражнения, приемы и действия для подготовительной части и приемы для основной части занятий, которые были изложены в двух упражнениях — 41 (комплекс № 1) и 42 (комплекс № 2).

В содержание комплекса № 1 включались: приемы боя с оружием — укол штыком, удар прикладом сбоку, отбивы автоматом, удары ножом; приемы боя малой лопатой — удары и отбивы; приемы боя без оружия — удары рукой' и ногой и защиты от них, болевые приемы (загиб руки за спину и рычаг руки наружу); обезоруживание противника (при ударе ножом снизу, при угрозе пистолетом в упор спереди, при уколе штыком с уходом влево); броски (с захватом ног сзади и удушением, задняя подножка). Эти приемы предназначались для изучения военнослужащими срочной службы, прапорщиками и офицерами 1-й возрастной группы воинских частей всех видов Вооруженных Сил и частей Гражданской обороны, а также курсантами первых курсов военно-учебных заведений.

В содержание комплекса № 2 были включены приемы из комплекса № 1, а также болевые приемы (рычаг руки внутрь и узел руки наверху) и приемы обезоруживания противника (при угрозе пистолетом в упор сзади, при ударе ножом сверху и наотмашь, при уколе штыком с уходом вправо). Эти приемы предусматривались для изучения военнослужащими срочной службы, прапорщиками и офицерами 1-й и 2-й возрастной группы десантируемых частей, а также морской пехоты и курсантов вторых и старших курсов военно-учебных заведений.

Личный состав десантируемых частей и частей морской пехоты, кроме комплекса № 2, изучал ряд приемов рукопашного единоборства по специальным программам, которые разрабатывались специалистами физической подготовки этих родов войск.

Военнослужащие срочной службы на первом году службы должны были изучать приемы рукопашного боя, а на втором году — совершенствоваться в их выполнении. Такая система подготовки способствовала поддержанию определенного уровня готовности военнослужащих к рукопашному бою. Основной формой подготовки являлись практические занятия по рукопашному бою. Кроме того, в процессе комплексных занятий по физической подготовке проводилось дальнейшее совершенствование в приемах. В НФП-78 приемы рукопашного боя были изложены в определенной последовательности, позволяющей проводить планомерное обучение военнослужащих и исключить возможности стихийного подбора приемов при составлении поурочного плана практических занятий.

Таким образом, наряду с успехами в организационно-методических вопросах содержательная сторона подготовки военнослужащих по НФП-78 оставалась на прежнем уровне. Практическое обучение в войсках и военно-учебных заведениях главным образом свелось к обучению болевым приемам, броскам, приемам обезоруживания, так как по ним проводилась проверка подготовленности военнослужащих.

Вместе с тем следует указать, что совершенно иной характер носила подготовка к рукопашному бою советских военнослужащих для боевых действий в Афганистане. Как и в годы Великой Отечественной войны, занятия проводились комплексно и имели тренировочную направленность. Основным их содержанием явились разнообразные виды военно-прикладного передвижения по местности, приемы боя с оружием и метание гранат. Большое внимание уделялось отработке действий в условиях, близких к тем, в которых планировались и проводились операции подразделений и частей. Исходя из этого, начала осуществляться подготовка в учебных частях, готовящих личный состав для боевых действий в Афганистане.

Из вышесказанного следует, что подготовке к рукопашному бою в Советской Армии всегда уделялось большое внимание, и она рассматривалась в двух основных аспектах: как средство боевой подготовки к ведению ближнего боя с противником и как средство физической подготовки военнослужащих.
2.2. ПОДГОТОВКА К РУКОПАШНОМУ БОЮ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Боевая деятельность военнослужащих различных частей и подразделений по воздействию на противника в современных условиях не равнозначна. Одни (ракетчики, операторы РЛС, подводники) находятся на значительном расстоянии от противника; другие (мотострелки, десантники, морские пехотинцы) иногда непосредственно соприкасаются с ним; третьи (разведчики, воздушные десантники) сознательно идут на активный контакт с неприятелем.

И в то же время любой военнослужащий в современных условиях может столкнуться лицом к лицу с противником. На основании этого и выявляется единая цель подготовки — формирование у личного состава готовности для действий в рукопашном бою по уничтожению, выведению из строя или пленению противника. Исходя из анализа боевой деятельности, определяются частные цели, задачи обучения и, естественно, содержание для указанных контингентов военнослужащих.

Так, для частей и подразделений, боевая деятельность которых проходит без непосредственного контакта с противником, целью подготовки является формирование готовности уничтожения его при любой внезапной встрече. Основная задача обучения — овладение минимумом приемов рукопашного боя и формирование у них уверенности в собственных силах при отражении нападения на часового и в других случаях, а также при пресечении общественно опасных посягательств на личность советских граждан при хулиганских действиях во время несения гарнизонной и караульной службы.

Для решения этих задач Наставлением ив физической подготовке (НФП-87) устанавливается общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1). В его содержание входят приемы боя с оружием: уколы штыком (тычки стволом) с выпадом, удары прикладом сбоку, защиты подставкой автомата (карабина), колющие удары ножом и освобождение от захвата автомата (карабина); приемы боя без оружия: удары рукой прямо (кулаком, ладонью), ногой снизу (носком), защиты подставкой рук (предплечья, ладони), удушение стоя сзади, освобождения от захватов противника (за шею сзади и спереди) и обезоруживание противника при уколах штыком (с уходом влево и вправо).

Целью подготовки военнослужащих Воздушно-десантных войск, десантно-штурмовых подразделений, мотострелковых подразделений и частей, подразделений и частей морской пехоты является формирование готовности к уничтожению противника на поле боя и самозащиты от его нападения.

Для достижения ее НФП-87 предусматривает специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2), в который включаются приемы из общего комплекса РБ-1, а также дополнительные: приемы боя с оружием — уколы штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удары затыльником приклада, отбивы автоматом (карабином), удары и отбивы пехотной лопатой; приемы боя без оружия — удары рукой сбоку, снизу, сверху (кулаком, ребром ладони и локтем), удары ногой, вперед прямо, сверху, снизу (каблуком, стопой и коленом), защиты отбивом (предплечья, кулаком, ребром ладони вверх, внутрь, наружу и вниз-наружу) и подставкой (стопы, каблука, бедра) под удар противника ногой, обезоруживание.

Наиболее полный объем приемов рукопашного боя содержит специальный комплекс (РБ-3), который предназначен для, личного состава разведывательных частей и подразделений, курсантов военных училищ, готовящих офицеров для указанных частей и подразделений. Целью подготовки этих военнослужащих является формирование у них готовности к уничтожению и пленению противника, воспитания у них уверенности при действиях в самых сложных ситуациях, даже с численно превосходящим противником.

Специальный комплекс приемов РБ-3 включает приемы, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительные: режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом; болевые приемы (загиб руки за спину,. рычаги руки наружу и внутрь); броски (заднюю подножку и через спину); освобождение от захватов противника (за шею спереди и сзади, туловища спереди и сзади, туловища с руками спереди и сзади, ног спереди и сзади); обезоруживание противника при ударах ножом (прямо, сверху, снизу, наотмашь), при попытке достать пистолет (из кобуры, кармана, из-за пояса брюк), при угрозе пистолетом (в упор спереди и сзади); связывание противника (веревкой, брючным и поясным ремнем); обыск противника при угрозе оружием.

Кроме того, личный состав Воздушно-десантных войск и разведывательных подразделений Сухопутных войск дополнительно изучает приемы, предусмотренные специальными программами, которые разрабатываются специалистами физической подготовки этих войск.

Наставление определяет целевую направленность занятий по рукопашному бою, условия, в которых они должны проводиться, организацию их и методику проведения. Занятия направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, на воспитание уверенности в собственных силах.
При определении условий, в которых производится обучение военнослужащих, следует учитывать специфику боевой деятельности личного состава и проводить занятия не только на предназначенных для этого площадках, но и на тактических полях, на полосах препятствий, в караульных городках.

Наставлением определено содержание занятий для различных контингентов военнослужащих. Приемам боя с оружием из комплекса РБ-1 обучаются военнослужащие срочной службы в период совершенствования начальной военной подготовки, а приемам боя без оружия — военнослужащие всех видов Вооруженных Сил и родов войск, курсанты военно-морских училищ в процессе учебного года.

Совершенствование военнослужащих в приемах рукопашного боя должно производиться постоянно:
в приемах боя с оружием — на занятиях перед заступлением подразделения в караул,
в приемах боя без оружия – на комплексных занятиях по физической подготовке и на утренней физической зарядке.
Постоянное совершенствование военнослужащих в приемах комплекса РБ-2 и РБ-3 осуществляется в процессе тактической и специальной подготовки, спортивно-массовой работы и попутной физической тренировки.

В НФП-87 особенностями методики проведения занятий по рукопашному бою являются: проведение подготовительной части с оружием и без оружия; обучение группам приемов рукопашного боя, в основу которых положена динамическая методика; комплексное проведение основной части занятия; проведение комплексной тренировки и учебных схваток (единоборств); совершенствование военнослужащих в приемах рукопашного боя на утренней физической зарядке (первый и третий варианты).

Подготовка военнослужащих к рукопашному бою, как было указано выше, определяется спецификой военно-профессиональной деятельности. Поэтому в главе 6 НФП-87 даны организационно-методические указания по подготовке военнослужащих Сухопутных войск (мотострелковых и разведывательных частей и подразделений), морской пехоты, Военно-Морского Флота и Воздушно-десантных войск.

В отличие от предыдущих Наставлений в НФП-87 определена новая методика проверки военнослужащих по рукопашному бою, которая предусматривает большее количество проверяемых приемов и простоту оценки их выполнения, что должно положительно сказываться на качестве обучения военнослужащих. Вместе с тем, следует указать, что и эта методика проверки определяет только обученность военнослужащих в приемах и недостаточно выявляет степень готовности военнослужащих к рукопашному бою.
2.3. ПОДГОТОВКА К РУКОПАШНОМУ БОЮ В АРМИЯХ ВЕДУЩИХ СТРАН НАТО
В вооруженных силах ведущих стран НАТО — США, ФРГ, Англии и Франции — обучение военнослужащих рукопашному бою является самостоятельным разделом боевой подготовки войск, который регламентируется особыми документами Густавами, наставлениями, руководствами) и на который отводится отдельное время.

Вместе с тем, программы по физической подготовке видов вооруженных сил и родов войск содержат упражнения, приемы и действия, предназначенные для формирования навыков и развития физических и психических качеств, способствующих успешному освоению техники и тактики рукопашного боя. Кроме того, руководящие документы ведущих армий НАТО предусматривают тренировку военнослужащих по рукопашному бою в ходе занятий по тактической, огневой и другим видам боевой подготовки.

Такое внимание к рукопашному бою в армиях НАТО вызвано тем, что командование этих армий рассматривает обучение рукопашному бою не только как прекрасное средство военно-прикладной физической подготовки, но и как незаменимое средство психологической закалки военнослужащих, воспитания у них уверенности в себе, агрессивности, смелости и устойчивости к воздействию боевого стресса.

Опыт боевых действий в Корее, во Вьетнаме, на Среднем и Ближнем Востоке и на Фолклендских островах показал, что войска, не обученные рукопашному бою, стремятся избегать непосредственного контакта с противником и легко деморализуются при виде неприятеля, решительно идущего на сближение. И, напротив, войска, хорошо обученные рукопашному бою, как правило, стремятся сблизиться с противником и навязать ему свою волю.

Поэтому, несмотря на постоянное совершенствование современных видов оружия, которое, казалось бы, исключает возможность непосредственного столкновения с противником и возникновения рукопашных схваток, в ведущих армиях НАТО не жалеют времени и сил для обучения военнослужащих приемам и тактике рукопашного боя.

Командование и специалисты армий НАТО считают, что, в современной войне резко возрастает роль десантных, диверсионно-разведывательных, партизанских и контрпартизанских боевых действий, что, в свою очередь, способствует повышению значимости рукопашного боя как военно-прикладного вида подготовки.

Обучение военнослужащих рукопашному бою в каждой из армий НАТО имеет свои особенности, связанные с традициями, боевым опытом, системой комплектования и подготовки войск. Наиболее развитая система обучения рукопашному бою существует в настоящее время в армии и морской пехоте США.

До недавнего времени обучение штыковому бою в американской армии основывалось на немецких (прусских) и русских традициях. Они были внедрены в американской армии еще в конце XVIII в. прусским офицером фон Штойбеном, в значительной мере разделявшим взгляды великого русского полководца А. В. Суворова. В одном из первых уставов американской армии фон Штойбен писал, что штык — это ось, на которой держится боеготовность, моральный дух и дисциплина армии.

До второй мировой войны обучение рукопашному бою в американской армии не имело систематического характера. Командиры частей и подразделений проводили его по собственной инициативе. С началом войны в армию призывались тысячи гражданских преподавателей и тренеров, которые в учебных центрах обучали солдат главным образом боксу и вольной борьбе.

В ходе войны американцы познакомились с различными видами «боевого искусства» японских самураев (джиу-джитсу, кендо, каратэ, дзюдо и айкидо), оказавшими большое влияние на американскую систему подготовки к рукопашному бою. Однако стремительное развитие боевой техники в послевоенный период породило концепцию «кнопочной войны» и, как следствие, — пренебрежение к физической подготовке и, в частности, к обучению рукопашному бою.

Потери и поражения в Корее и во Вьетнаме заставили американское командование пересмотреть всю систему боевой подготовки войск, в том числе содержание и организацию обучения рукопашному бою. Был даже создан специальный комитет, всесторонне изучивший эту проблему. На основании отчета комитета приняты соответствующие решения и изданы руководящие документы, регламентирующие содержание и организацию обучения военнослужащих рукопашному бою: полевой устав армии США FM 21-150, полевой устав корпуса морской пехоты США. Кроме того, изданы различные пособия и руководства, содержащие методические указания для руководителей занятий, такие, как «Энциклопедия рукопашного боя», «Холодная сталь» и другие.

В настоящее время основным руководящим документом по подготовке к рукопашному бою в армии США является полевой устав FM 21-150. Им предусматривается обучение по так называемому «инстинктивному методу», разработанному профессором Иллинойского университета А. Сейдлером для корпуса морской пехоты США. «Инстинктивный метод» обучения рукопашному бою основывается на предположении о том, что в бою перед лицом смертельной опасности сознание человека блокируется и действия его определяются врожденными инстинктами агрессивности и самосохранения.

Поэтому техника и тактика рукопашного боя должны основываться на инстинктивных реакциях. Методика обучения заключается в многократном повторении приемов и их комбинаций в постепенно возрастающем темпе. Выполнение приемов сопровождается угрожающим рычанием и пронзительными воплями, способствующими лучшему проявлению первичных инстинктов, а также оказывающими деморализующее воздействие на противника.

Техника рукопашного боя включает: приемы штыкового боя, приемы боя ножом, приемы боя без оружия (удары рукой и ногой, захваты и освобождения от захватов, сваливание и броски, приемы обезоруживания противника, приемы связывания, конвоирования и обыска пленных). Одним из главных требований отбора приемов считается их простота: ни один прием не содержит более 2—3 элементов.

Обучение рукопашному бою в американской армии разделяется на три этапа и включает соответственно три курса: основной, повышенный и специальный. Основной курс изучается в период начальной подготовки рекрутов в учебном центре. Этот курс включает приемы штыкового боя и простейшие приемы боя без оружия: изготовку к бою, удары рукой и ногой и ряд приемов защиты.

Повышенный курс проводится в период индивидуального обучения в учебном центре и включает: приемы самостраховки при падениях, сваливания и броски, приемы обезоруживания противника при уколах штыком, приемы боя ножом. Специальный курс предназначен главным образом для личного состава диверсионно-разведывательных подразделений (рейнджеров), для воздушных десантников и подразделений войск специального назначения.

Этот курс содержит различные способы захватов и освобождений от них, сваливания и броски, способы снятия часового, приемы связывания, конвоирования и обыска пленных. На прохождение каждого курса отводится 8—10 часов. Для закрепления и поддержания навыков рукопашного боя устав предусматривает 30-(минутные тренировки 2—3 раза в неделю в ходе занятий по боевой подготовке.

Подготовка рекрутов по рукопашному бою в учебных центрах проводится специальными инструкторамисержантами; в линейных частях — командирами подразделений.
Обучение штыковому бою осуществляется в три этапа: освоение основных приемов нападения и защиты, преодоление штурмовой полосы, поединки и групповые бои в защитном снаряжении и с тренировочными палками.

Техника штыкового боя, разработанная А. Сейдлером, несколько отличается от классической техники фехтования на штыках и характеризуется применением режущих и рубящих ударов штыком, разнообразных ударов прикладом, подставок и блоков.

Штурмовая полоса длиной 300—460 м с 10 рядами мишеней и 8 препятствиями полевого типа преодолевается в составе отделения. Мишени имеют сменные элементы, расположение которых определяет применение тех или иных приемов. Штурмовая полоса предназначена для совершенствования выполнения приемов штыкового боя и преодоления препятствий, развития скоростно-силовой выносливости и ловкости, воспитания решительности, уверенности в себе и привитие «командного духа» при действиях в составе подразделения. Это упражнение является квалификационным при определении уровня индивидуальной и групповой подготовленности.

Поединки в защитном снаряжении с тренировочными палками проводятся с целью совершенствования техники и тактики рукопашного боя в непосредственном контакте с противником, а также для воспитания смелости, агрессивности и устойчивости к воздействию боевого стресса. Поединки проводятся в парах, один против двоих, двое против троих и отделение против отделения. Победителем в поединке считается тот, кто собьет противника на землю и «прикончит» его или заставит сдаться. Такие занятия, по мнению американских специалистов, — прекрасное средство привития «боевого духа» и формирования «психологии победителя». Военнослужащие, одержавшие определенное количество побед в поединках, получают право на ношение значка «Fit to Fight» («Готов к бою»).

Система приемов боя без оружия, разработанная офицером специальных войск О. Нейлом, основывается на технике каратэ, приспособленной к армейским условиям. Главным средством достижения победы являются удары, наносимые в наиболее уязвимые точки человеческого тела. Захваты, сваливания и броски выполняют вспомогательную роль. Обучение ударам ведется сначала без поражения цели, а затем — на мешках с песком или на специальных пластиковых манекенах, иногда одетых в советскую военную форму, что должно способствовать воспитанию ненависти к вероятному противнику.

В подразделениях рейнджеров и войск специального назначения для совершенствования навыков рукопашного боя проводятся занятия по дзюдо, каратэ и теквандо (корейская разновидность каратэ). В корпусе морской пехоты США обучение рукопашному бою имеет давнюю традицию и свою специфику. Помимо штыкового боя и приемов боя без оружия морские пехотинцы изучают различные способы метания ножа и приемы боя полицейской дубинкой.

Последнее связано с тем, что морская пехота США, кроме чисто боевых задач, выполняет полицейские функции на кораблях и военно-морских базах, а также по охране всех правительственных объектов, включая дипломатические представительства США за рубежом. Содержание и методика обучения американских морских пехотинцев рукопашному бою наиболее полно изложены в пособии Д. Сайерса «Cold Steel» («Холодная сталь»).

В военной печати США подчеркивается, что американские военнослужащие должны внушать ужас противнику своим внешним видом и качеством подготовки. В связи с этим выдвигается задача обучать военнослужащих рукопашному бою таким образом, чтобы каждый из них мог расправиться, по крайней мере, с 3—4 солдатами противника.

В американской армии и морской пехоте в настоящее время продолжаются поиски повышения эффективности подготовки военнослужащих к рукопашному бою. На страницах американской военной печати обсуждается вопрос об увеличении времени, отводимого на обучение рукопашному бою и даже предлагается использовать для этого все время, предусмотренное на физическую подготовку. В некоторых частях такой эксперимент был проведен и дал положительные результаты. Широко обсуждается вопрос о достоинствах и недостатках различных систем обучения рукопашному бою. При этом в армии США все большее предпочтение отдается системе О. Нейла, основанной на технике каратэ. А в корпусе морской пехоты намечается возврат к дзюдо, что связано с выполнением морскими пехотинцами функций военной полиции.

В учебном центре подготовки рейнджеров разработана штурмовая полоса, на которой обучение рукопашному бою проводится в составе взвода в сочетании с преодолением препятствий, ведением действительного огня и метанием боевых гранат.

В военной печати стран НАТО продолжается обсуждение результатов Фолклендской операции. Подчеркивается, что английские войска продемонстрировали чрезвычайно высокий уровень физической подготовленности и, в частности, в умении вести рукопашный бой. Отмечается, что 580 английских парашютистов и морских пехотинцев совершили 40-километровый марш по труднопроходимой местности, атаковали укрепленные позиции, занятые 2000 аргентинских солдат. В результате ближнего боя, перешедшего в рукопашные схватки, более 1400 аргентинцев было убито или взято в плен.Этот бой решил исход наземной фазы сражения за острова.

В английской профессиональной армии, так же, как и в армиях смешанного состава Франции и ФРГ, обучение рукопашному бою является обязательной частью боевой подготовки, на которую отводится специальное время. Кроме того, придавая особое значение данному виду подготовки, командование французской и западногерманской армий стремится использовать с этой целью и внеслужебное время. В войсках функционирует большое количество клубов «боевых видов спорта» (джиу-джитсу, дзюдо, каратэ), военная печать, периодически публикует комплексы приемов рукопашного боя для группового и самостоятельного изучения.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
в настоящее время в армиях ведущих стран НАТО придается большое значение обучению военнослужащих рукопашному бою как важному средству повышения боевой, физической и психологической готовности войск;
подготовка к рукопашному бою является самостоятельным предметом обучения личного состава;
в армии США и Великобритании интенсивное обучение в сочетании с длительными сроками наемной службы позволяют сформировать у личного состава прочные навыки ведения рукопашного боя;
в армиях ФРГ и Франции, где осуществляется смешанное комплектование личного состава, обучение направлено главным образом на ускоренное развитие физических и психических качеств и «привитие боевого духа».

Все это необходимо учитывать в процессе боевой учебы личного состава Вооруженных Сил СССР.
2.4. «РУКОПАШНЫЙ БОЙ» В АРМИЯХ СТРАН ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Физическая подготовка в указанных армиях служит важным средством боевой подготовки войск.
«Рукопашный бой» при этом является обязательным разделом физической подготовки военнослужащих. При этом широко используется опыт русской и советской армии, которая во всем мире признается хранительницей и продолжательницей лучших традиций данного вида боя. Поэтому специалисты зарубежных армий тщательно изучают советскую систему подготовки к рукопашному бою и стараются применить ее целиком или частично у себя.

В то же время в армиях многих стран имеются свои национальные системы подготовки к рукопашному бою. Таким образом, сочетание элементов советского опыта и национальных традиций создает специфические особенности системы подготовки к рукопашному бою в каждой из армий.

В Национальной народной армии ГДР рукопашный бой проводится вместе с преодолением препятствий и метанием гранат и входит в комплекс военно-прикладной физической тренировки на штурмовой полосе. Согласно руководящим документам, действующим в настоящее время, для занятий на штурмовой полосе выделяется 26 часов учебного времени в год (14 и 12 часов в I и II периодах обучения соответственно), т. е. более 32% всего времени, отводимого на физическую подготовку. Занятия на штурмовой полосе проводятся в течение 90 минут в полевой форме одежды с оружием и снаряжением, включая стальной шлем. Все занятия проводятся комплексным методом.

Содержание раздела включает: приемы самостраховки, броски, удары рукой и ногой, болевые приемы, удушения, освобождения от захватов, удары прикладом и уколы штыком, удары ножом и малой лопатой, приемы обезоруживания, связывания и комбинации из названных приемов.
Техника выполнения приемов в значительной мере аналогична описанию приемов в НФП-87, за исключением приемов связывания, которые взяты из американского устава FM 21-150. Общее количество приемов меньше, чем в НФП-87, так как из каждой группы взяты только самые простые. Последовательность обучения включает выполнение приема по разделениям и в целом — на тренажерах (мишенях) и с партнером из различных исходных положений и в сочетании с другими приемами и действиями.

Проверка проводится в ходе занятий и в конце периода обучения. Проверяется и оценивается только техника выполнения отдельных приемов. Контрольные упражнения на штурмовой полосе включают также уколы штыком и удары прикладом по мишеням.

В десантируемых и разведывательных подразделениях ННА ГДР занятия по рукопашному бою проводятся отдельно от преодоления препятствий и метания гранат. На них выделяется 16 часов из общей суммы 96 часов на учебный год. Кроме того, в часы спортивно-массовой работы проводятся занятия по дзюдо и боевому самбо. В содержание занятий и проверки дополнительно включаются три комплекса приемов боя без оружия и один комплекс приемов боя с автоматом или карабином. При оценке учитываются последовательность и правильность выполнения приемов.

В целом по содержанию и методике обучения подготовка к рукопашному бою в ННА ГДР близка к советской: четкое, единообразное планирование, наличие типовых планов-конспектов на все занятия и стандартной материальной базы.

В Войске Польском рукопашный бой имеет давние исторические традиции, и в настоящее время ему придается большое значение как важному средству физической и психологической подготовки военнослужащих. Обучение рукопашному бою проводится на предметных и комплексных занятиях.

Приемы и действия объединены в 4 комплекса:
- первый (начальный) комплекс — изготовки к бою, способы передвижения, приемы самостраховки, приемы боя автоматом (карабином) и малой лопатой;
- второй (основной) — удары ножом, удары ногой и рукой, освобождение от захватов и защиты от удушающих приемов;
- третий и четвертый (специальные) — болевые приемы, броски и удушающие захваты, приемы обезоруживания, удары рукой и ногой.

Для проверки и оценки подготовленности к рукопашному бою каждый комплекс разделяется на четыре контрольных теста, содержащих по три приема. Всего 16 тестов, включающих 48 приемов.
В каждом периоде обучения проверяются по два теста, т. е. шесть приемов. Оценивается качество выполнения, но допускаются отступления, если они способствуют достижению конечного результата.

Техника выполнения приемов рукопашного боя Войска Польского несколько отличается в деталях от соответствующих приемов, изучаемых в С А и ВМФ.

В РВС Кубы и в Болгарской народной армии организация, содержание и методика обучения военнослужащих рукопашному бою в целом аналогичны советской системе. Отличительную особенность болгарской системы представляют только военно-спортивные состязания, включающие выполнение комбинации приемов без оружия и с оружием, метание металлических пластин по ростовой мишени, а также учебные поединки с оружием и без оружия.

В Венгерской народной армии техника выполнения приемов рукопашного боя и методика обучения целиком взяты из устава американской армии FM 21-150. Некоторое отличие имеется только в распределении приемов по комплексам и в последовательности их изучения.

Особое место рукопашный бой занимает в системе боевой, физической и психологической подготовки личного состава Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Курс, взятый руководством КНР на модернизацию вооруженных сил, сопровождается упорной, порой доходящей до фанатизма, физической и психической закалкой бойцов и командиров.

Обучение рукопашному бою рассматривается командованием НОАК как одно из эффективнейших средств такой закалки. В содержание обучения входят приемы штыкового боя, заимствованные главным образом из советской системы, и приемы боя без оружия, основанные на традиционной китайской системе кулачного боя — кунфу.

Занятия по рукопашному бою проводятся при максимальном психологическом воздействии на солдата и направлены на привитие им фанатической воинственности и чувства превосходства над противником. Большинство занятий по тактической и огневой подготовке сопровождается штыковыми атаками, проводимыми в стремительном темпе с преодолением препятствий и поражением мишеней.

Национальная китайская система кунфу представляет собой разновидность каратэ и имеет в Китае многовековые традиции. По данным китайской печати, более четверти населения Китая, т. е. 250—300 млн. человек регулярно занимаются различными формами кунфу. В НОАК кунфу считается обязательным разделом физической подготовки всего личного состава. Комплексы приемов кунфу выполняются ежедневно во время утренней физической зарядки, на учебных4занятиях, в перерывах между занятиями по боевой подготовке.

Большое внимание обучению рукопашному бою уделяется при подготовке народного ополчения — миньбинов, численность которых достигает 10 млн. человек. Из 70 часов программы боевой подготовки миньбинов 14 часов, т. е. 20%, отводится на изучение приемов рукопашного боя.

Значительный опыт применения рукопашного боя в современных условиях накопила Вьетнамская народная армия (ВНА), которая 30 лет вела почти непрерывную войну против японских, французских и американских империалистов. Сражаясь с хорошо вооруженным и обученным противником, Вьетнамская народная армия выработала свою тактику боевых действий, которая образно называлась «раскрытие цветка внутри противника» и заключалась в незаметном просачивании в расположение врага, неожиданном нападении и уничтожении его в ближнем бою.

Сражаясь по, принципу «держа противника за пояс», т. е. в непосредственном соприкосновении с ним, бойцы ВНА навязывали врагу рукопашные схватки, которые сводили на нет его преимущество в боевой технике и деморализовывали солдат. Американцы вынуждены были признать, что в ближнем и рукопашном бою преимущество почти всегда было на стороне бойцов ВНА.

Подготовка вьетнамских военнослужащих к рукопашному бою проводится и в мирное время как на занятиях по физической подготовке, так и в процессе боевой учебы. Обучение включает приемы боя автоматом, ножом и малой лопатой, а также комплексы приемов боя без оружия, в основе которых лежат национальные виды единоборства. Эти комплексы выполняются ежедневно на утренней физической зарядке.

Из сказанного следует, что в армиях всех социалистических стран осуществляется подготовка личного состава к рукопашному бою на основе собственного и советского опыта, национальных традиций и взглядов на характер современных боевых действий.

Таким образом, изучение опыта подготовки военнослужащих к рукопашному бою в зарубежных армиях позволяет определить взгляды и тенденцию развития данного вида боевой подготовки войск, которые необходимо учитывать в целях дальнейшего совершенствования подготовки советских воинов.
Позвонить тренеру +7(925)882-21-21