«Стихия войны,— говорил В. И. Ленин, — есть опасность». Опасность в бою вызывает у военнослужащих разнообразные чувства и состояния.
На военнослужащего в бою одновременно воздействуют приказ командира, сознание долга, стремление к победе, препятствия, возникшие на пути к достижению ее, и инстинкт самосохранения. Все перечисленные факторы в целом и каждый в отдельности будут вызывать противоречивые чувства и действия.
Рукопашный бой требует от личного состава предельной отдачи сил, решительных самостоятельных действий, преодоления больших трудностей. Наряду с этим готовность к успешным действиям в рукопашном бою в реальной боевой обстановке предопределяет стремление сблизиться с противником, поразить его, чувствуя свое превосходство и уверенность в победе.
В опасной обстановке рукопашного боя военнослужащему необходимо, прежде всего, оценивать обстановку и стремиться к принятию правильного решения, т. е. уметь управлять своим поведением.
Оценка обстановки и принятие того или иного решения — это не просто мышление, это сложная психическая деятельность, определяемая направленностью личности, ее характером, способностями, мышлением, чувствами, волей, знаниями, обученностью и т. п.
Мы уже указывали, что в бою на военнослужащего одновременно воздействуют приказ командира и сознание опасности. Приказ приобретает наибольшую силу тогда, когда мотив деятельности военнослужащего совпадает с целями поставленной задачи. В этом случае действия военнослужащего должны отличаться самоотверженностью, активностью и инициативой.
В рукопашном бою военнослужащий действует или активно осмысленно, или импульсивно. В первом случае он как бы стоит над ситуацией, во втором — его поведение обусловливается ею. С усилением опасности ситуаций общественная (социальная) обусловленность поведения будет переключаться на личный его опыт, и может наступить момент, когда поведение станет мало управляемым.
Эта тенденция проявляется сильнее тогда, когда условно-рефлекторные связи сформированы в условиях, не схожих с условиями боевой деятельности. Опасная обстановка боя способна активизировать у военнослужащих инстинкт самосохранения, оборонительную потребность.
Прежде всего, это выражается в испуге (особенно, если нападение противника произошло внезапно), который затормаживает социальные поведенческие реакции, вызывает склонность к немотивированным малоцелесообразным действиям или оцепенению, что в условиях рукопашного боя военнослужащим может стоить жизни. Испуг в зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации иногда переходит в страх, ужас или панику.
Страх — тревожное состояние, характеризуемое чувством растерянности, понижением устойчивости психических процессов, падения критичности мышления.
Ужас — наиболее сильная биологическая реакция психики на ситуацию опасности, в результате которой происходит подавление сознательного мышления по механизму резко выраженной отрицательной индукции от какого-то эмоционально окрашенного очага возбуждения.
Паника — это временное состояние гипертрофированного страха, предопределяющего неуправляемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособностью реагировать на призывы к сознанию, чувству долга и чести. В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или мнимой (воображаемой) опасностью, стремление любым путем уйти от нее и не бороться с нею. Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности.
В итоге — неадекватность мышления и восприятия, гиперболизация опасности («у страха глаза велики»). Кроме того, в условиях паники резко повышается внушаемость, падает критичность мыслительных процессов при нарушении управления со стороны руководства резко возрастает уязвимость от воздействий паникеров.
Возникновение у военнослужащих страха, ужаса, паники зависит главным образом от личного и социального опыта. Эти формы реакции на опасность отрицательно сказываются на боевой деятельности военнослужащего и особенно в рукопашном бою.
Внутреннее напряжение у эмоционально неустойчивых военнослужащих (часто у молодых) может также переходить в состояние напряженности как временного понижения устойчивости психических и психомоторных процессов, физиологическим механизмом которого является или пассивно-оборонительный рефлекс, или неадекватные (гипобулические) реакции.
Напряженность проявляется: в скованности позы: в определенной мимике или в необоснованно резких и некоординированных движениях, в нецелесообразных обстановке действиях, иногда реверсивных (например, «действия наоборот»); в психических нарушениях (сужении объема внимания, затруднении его распределения и переключения, забывании приемов и действий, явно ошибочной оценке ситуации, замедленном принятии решений вплоть до полного ступора и др.). В состоянии напряженности проявляется неспособность человека владеть своими эмоциями, что, в частности, отрицательно сказывается на действиях воина и в рукопашном бою.
Поведение воина в опасной ситуации регулируется не только перечисленными выше астеническими эмоциями. Опасность вызывает и стеническое боевое возбуждение, состояние боевой готовности, связанное с активной сознательной деятельностью, стремлением к достижению цели, преодолением страха. Боевое возбуждение определяется психическими процессами, в которых концентрированно выражаются идейная
Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 210
убежденность, нравственные чувства, мастерство, опыт, умственные и волевые качества. Чувство долга, гнев, радость победы и горечь поражения, ненависть к врагу, взаимопомощь товарищу, страх и возбуждение — все это окрашивает боевую деятельность военнослужащего в рукопашном бою.
В условиях правильно организованного воспитания, психологической подготовки к рукопашному бою у военнослужащих формируется бесстрашие.
Страх и бесстрашие имеют одинаковую природу развития. Сначала могут возникать психические состояния тревоги, страха, но по мере их повторения, проведения психологической подготовки, адаптации к психогенным факторам, развивается бесстрашие, которое превращается в психические свойства личности. Создавая в процессе подготовки к рукопашному бою опасные ситуации, нужно учить военнослужащих выходить победителями при столкновении с трудностями, формировать уверенность в победе. Развитие психики человека — это процесс формирования личности (ее направленности, характера, мышления, волевых проявлений и др.).
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что высокий уровень развития психики и обученности военнослужащего, оказавшегося в опасной ситуации рукопашного боя, обеспечивает ему более адекватное поведение и действия, дает возможность победить противника. Низкий же уровень обусловливает тормозное или непроизвольное (малоадекватное, импульсивное) поведение в опасной ситуации.
Между этими двумя крайними уровнями может быть и ряд промежуточных позиций, на которые субъект. Становится по мере адаптированности к воздействующим экстремальным факторам. Что же касается эффективности поведения в групповом рукопашном бою, то она зависит также от организованности и соответствующей подготовленности воинского подразделения и ряда морально-политических факторов, связанных со сплоченностью данного коллектива.
Можно сделать вывод также о том, что психологическая подготовленность воинов будет полностью соответствовать требованиям современного рукопашного боя, если при ее формировании воздействие учебных раздражителей будет максимально соответствовать боевой действительности рукопашного боя (единоборствам, схваткам, действиям на поле поя).
Признаками высокого уровня развития психики воина, участвующего в рукопашном бою, являются:
глубокая убежденность в своей правоте, сильная воля, высокое мастерство, вера в победу и стремление к ее достижению. Успешно действовать в рукопашном бою позволит максимальная автоматизация приемов и действий, так как в этом случае умственная и сенсорная деятельность становится более устойчивой.